В новой лаборатории ТГУ изучают, как соцмедиа влияют на общество

21.11.2016
В Томском государственном университете открылась лаборатория наук о больших данных и проблемах общества. Ученые из разных областей наук на базе этой лаборатории изучают, как данные социальных медиа можно использовать для повышения качества жизни людей и развития общества.

– Мы сегодня много размышляем о том, как должен развиваться университет в новом времени, – говорит ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Наша стратегическая академическая единица – Институт человека цифровой эпохи – призвана ответить на вопрос, как меняется общество и человек в этом обществе. Данные об этих процессах могут быть получены из новой реальности, в которой мы живем, – из социальных сетей. Возможные задачи, которые здесь появляются, вдохновляют и впечатляют.

На открытии лаборатории присутствовали глава компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов, президент Группы компаний InfoWatch, соучредитель компании «Лаборатория Касперского» Наталья Касперская, исполнительный директор САЕ «Институт человека цифровой эпохи» Галина Можаева, сотрудники лаборатории и ведущие ученые университета.

– 20 лет назад мы наблюдали, как распалась связь между производством и университетом: предприятия пошли по пути коммерциализации, а университеты в это время пытались как-то выживать в условиях новой экономики, – отметила на открытии лаборатории Наталья Касперская. – Сейчас мы наблюдаем обратный процесс: сращивание науки и системы обучения, переориентация на решение конкретных задач.

Лаборатория наук о больших данных и проблемах общества ТГУ проводит междисциплинарные исследования, опирающиеся на знания и методы информатики, математики, психологии, социологии, педагогики, лингвистики, нейронаук, философии, когнитивистики, этики. Лаборатория объединяет специалистов в области компьютерных технологий, которые понимают, каким образом нужно собирать, упорядочивать, хранить данные, и представителей общественных наук – социологов, политологов, филологов, психологов.
– Основная цель создания лаборатории – это рост компетенций внутри ТГУ (социологических, политологических и других) в области анализа больших данных соцсетей, – говорит научный руководитель лаборатории профессор Михаил Мягков. – Студенты, аспиранты, преподаватели ТГУ должны научиться не только анализировать, что люди пишут, высказывают в соцсетях, но и понимать, каким образом анализ данных помогает оценивать то, что происходит в обществе, как меняется настроение людей, как это влияет на поведение общества в целом.

– Сегодня нам сказали, что 38% специалистов в ТГУ – социогуманитарии. И меня не может не радовать эта цифра, – отметил Игорь Ашманов. – При работе с большими данными нужна грамотная постановка задач от социологов или психологов.
В лаборатории будут проходить практические междисциплинарные исследования по анализу данных соцсетей, направленные на изучение поведения общества. Михаил Мягков подчеркивает, что главной задачей научной работы лаборатории является решение конкретных социальных проблем. Среди реализуемых проектов: определение и изучение свойств праворадикальных экстремистских организаций, построение образа университета в социальных сетях.
В следующем году в ТГУ планируют открыть магистерскую программу по подготовке специалистов по анализу данных на базе данной лаборатории.

Источник: Новости ТГУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика