Олег Дмитриевич Алимов в моей судьбе

      

О.Д. Алимов .

Доктор технических наук, профессор, академик Академии наук Киргизии, Заслуженный деятель науки, лауреат Государственных премий СССР и Киргизской ССР

Родился 17 сентября 1923 года в г. Новосибирске.

Окончил Томский политехнический институт в 1949 году.

Трудовую деятельность начал в том же институте – преподавателем, зав. кафедрой, деканом горного факультета.

В Киргизии работал с 1965 по 1992 гг. – зав. отделом, директором Института физики и механики горных пород, зав. отделом Института автоматики, научным руководителем научно-инженерного центра «Импульс», главным учёным секретарём Президиума, вице-президентом АН Киргизской ССР.

Внёс большой вклад в разработку научных основ процессов разрушения горных пород, основ конструирования горных машин, комплексной механизации горных работ, силовых импульсных систем, реализованных в машинах и агрегатах для горной, строительной промышленности и машиностроения; в разработку научного направления, связанного с созданием буровых автоматов и роботов для исследования Луны и планет. Результаты работ реализованы при проведении уникальных космических экспериментов «Луна -24», «Венера-15», «Венера-14». Буровым модулем в составе межпланетной станции «Луна-24» были осуществлены забор грунта с поверхности Луны и доставка его на Землю.

Основатель томской и киргизской научных школ учёных-механиков.

Подготовил 12 докторов, более 100 кандидатов наук.

Награждён орденами Ленина, Отечественной Войны, Дружбы Народов, медалями СССР, почётными знаками «Шахтёрская слава» трёх степеней.

Академик О.Д. Алимов – действительный член Российской Инженерный Академии, Академии Горных наук, Почётный профессор Томского политехнического университета.

Жизнь тесно связала меня с Олегом Дмитриевичем и семьёй Алимовых с 1970 года, когда его старшая дочь Наташа и я стали мужем и женой. Семья Алимовых к этому времени переехала из Томска в г. Фрунзе (ныне Бишкек), а Наташа и я учились в Томском политехническом институте на факультете автоматики и вычислительной техники. Олег Дмитриевич живо интересовался нашими с Наташей студенческими, а затем аспирантскими делами. Особенно вспоминаются разговоры на даче в горах, окружающих г. Фрунзе. Эти ненавязчивые беседы, происходящие как бы между делом, в процессе какой-нибудь стройки были интересны, часто интерпретировали обсуждаемые проблемы с новой для меня точки зрения. Сознаюсь я не всегда полностью разделял некоторые мысли Олега Дмитриевича. Сказывалась разница в широте кругозоров. Однако с годами, вспоминая наше общение, часто приходится отдавать должное научной прозорливости академика Алимова. Олег Дмитриевич был весьма эрудирован не только в горном машиностроении, но и в вопросах горной электромеханики, автоматики, тенденций развития технических наук. Он много ездил по миру, устанавливал деловые связи, впитывал всё новое и интересное и обязательно старался что-то использовать в своём коллективе. Вспоминается оснащение лабораторий научно-инженерного центра «Импульс» персональными компьютерами, когда в нашей стране использовались ЭВМ коллективного пользования, приглашение в Киргизию зарубежных специалистов в области энергосберегающего строительства, горного машиностроения и многое другое. Бывая во Фрунзе (чаще в отпуске), мне иногда удавалось присутствовать на подобных семинарах. Так постепенно, вместе с родственными отношениями у нас возникали определённые «рабочие отношения» на научной почве, что называется то самое наставничество. Понятие «наставник» имеет широкий смысл. Например, в словаре терминов приводится следующее определение: «Наставник – опытный работник, квалифицированный специалист, профессионал, который может помочь другим работникам советом или рекомендацией. Также может использоваться для определения учителя или воспитателя». Исходя из приведённой трактовки, термины наставник, учитель, воспитатель - синонимы и иногда могут характеризовать одного человека. Однако, исходя из жизненного опыта, далеко не всегда учитель воспринимается как наставник и наоборот, если под наставником понимать человека, оказавшего существенное влияние на твой жизненный путь. В моей жизни Олег Дмитриевич не был учителем и воспитателем, но он фактически определил направление моих научных интересов - возобновляемую энергетику. А началось всё с того, что он свёл меня со специалистами одного проектного института, занимавшимися разработкой микрогидроэлектростанций. У них возникали проблемы к разрешению которых, с благословления другого моего наставника Сипайлова Геннадия Антоновича, я и подключился. В результате в Томском политехническом университете возникла новая научная школа в области возобновляемой энергетики. Думаю можно об этом говорить, учитывая хотя бы количество подготовленных диссертаций в моём коллективе (научная группа, кафедра): две докторские и более десятка кандидатских. А всё начиналось с совета и рекомендации. Размышляя над понятием «наставничество», мне кажется, что для большинства наших студентов мы преподаватели являемся учителями. Сегодня наше образование трактуется как «образовательные услуги», а оптимизация расходов на образование приводит к развитию дистанционных технологий обучения. Возможно, в этих тенденциях есть рациональное зерно, но объективно роль преподавателя снижается вплоть до того, что он может и не видеть своих студентов. Думаю, наставничество в вузе сегодня ( да и всегда) в полном смысле проявляется при руководстве докторантов, аспирантов и мотивированных магистрантов. Заменить его в данной сфере невозможно. Научный руководитель – он же наставник и ученик это всегда мотивированное индивидуальное общения и совместная работа, направленная на достижение общественно значимых и личных целей.


Лукутин Борис Владимирович профессор, доктор технических наук

 


© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика