Наставничество как эффективная форма диалога между старшими и младшими поколениями

Жизнь и судьба отдельного человека, безусловно зависит от случая. Полагаю, что каждый из нас может привести примеры, когда какой-то случай существенно повлиял на нашу жизнь и даже судьбу. У меня не было в жизни людей, которые бы официально назывались моими наставниками. Скорее, я сам могу назвать несколько человек, которые были такими, по моему мнению, по отношению ко мне и благотворно повлияли на мою дальнейшую судьбу и профессию. В частности, преподававший мне в 8–10 классах математику директор школы № 11 в г. Гурьевске, участник ВОВ Михаил Александрович Голиков привил у меня любовь к этой научной дисциплине, поощрял мои занятия ею. Руководитель моей аспирантской подготовки в Московском энергетическом институте, доцент Ткачев Лев Иванович ввел меня в проблемы инерциальной навигации, управления подвижными объектами и участием в решении этих проблем я занимаюсь уже многие годы.

Считаю, что наставничество относится к эффективной форме диалога между старшими и младшими поколениями. Особенно оно значимо в процессах обучения на всех уровнях образования. Принципы «делай как я», «живи как я» при добром и умном наставничестве органично вливаются в работу и образ жизни опекаемых и/или обучаемых. Полагаю, что неофициально назначенный «наставник» из числа старших коллег признается таковым самим обучаемым и окружающими его людьми только тогда, когда появляются явно зримые успехи опекаемого или обучаемого человека. Считаю, что к эффективным формам наставничества в вузах следует отнести:

– неформальное и хорошо организованное кураторство учебных групп;

– тьютерство, практикуемое во многих зарубежных вузах (в ТПУ оно, к сожалению, было введено официально, но просуществовало только два года);

– совместная научно-исследовательская работа, направленная на решение действительно актуальных и значимых для общества научно-технических задач;

– семинары, деловые игры и конференции, в которых принимают участие как профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, так и студенты, аспиранты;

– руководство курсовыми проектами, курсовыми и выпускными аттестационными работами;

– научное руководство аспирантами и соискателями, научное консультирование докторантов.

Общение с энергичной, жизнерадостной и активной молодежью подпитывает «энергетикой» его обучающих, в том числе и профессоров. Она, как правило, более маневренна в выборе решений стоящих перед ней задач, в том числе и научных задач, если их решение входит в круг не только их профессиональных обязанностей, но и  интересов. Научное наставничество было, есть и, полагаю, будет актуальным всегда.       Если говорить о роли университета в формировании успешной личности, то отмечу, что существует мнение, что основная часть воспитания людей приходится на их первые три–четыре года. Если это мнение вызывает обоснованное сомнение, то вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно в эти годы почти из ничего не знающего и ничего не  умеющего человечка формируется личность со своим характером, образом поведения.  

Университеты – это та среда, в которой пребывает студент, аспирант обычно от 4 до 10 лет. Причем в возрасте, когда уже сформировались навыки и опыт обучения, получения новых знаний, умений и практических навыков. Разноплановые образовательные программы подготовки в вузах направлены и на формирование успешных личностей. Было бы только желание у обучающихся использовать сполна предоставляемые вузами возможности. Радует то, что уже не редко выпускники планируют или даже начинают вести собственное дело, основанное на полученных в вузах знаниях, имеют перспективные планы и активные жизненные позиции. 


Малышенко  Александр Максимович – доктор технических наук.


© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика