Мои наставники


Крейндель ЮЕ.jpg Щанин ПМ.jpg
Крейндель Ю.Е, Щанин П.М.

Пишу эти заметки об известных ученых, имеющих авторитет не только среди Томского научного сообщества, хотя это уже немало, но и имеющих известность как в России, так и за рубежом, которых я считаю своими наставниками в самом широком смысле этого слова. Это профессора Юлий Ефимович Крейндель и Пётр Максимович Щанин. Юлий Ефимович к сожалению, рано ушел из жизни в самом расцвете своих жизненных и творческих сил по совершенно нелепой случайности в 1991 году оказавшись на пути бандитское группы, посягавшей на имущество (машину), которую он пытался защитить и был убит ударом в голову. Даже сейчас по прошествии многих лет не верится, что его нет, хотя он ежедневно очень проникновенно смотрит с портрета, висящего в моем кабинете. Юлий Ефимович был совершенно неординарной личностью талантливой, как это часто бывает, во многих областях человеческой деятельности. Кроме того, что он был выдающимся ученым-физиком, основавшим новое научное направление – плазменная эмиссионная электроника, он прекрасно разбирался и любил литературу, музыку, живопись, много путешествовал по стране в пеших маршрутах (Тянь-Шань, Памир, Камчатка, Алтай, Прибайкалье и, конечно же, Сибирь). Он всегда был душой компании и мог профессионально поддержать разговор практически на любую тему от политики до кулинарии. Но, конечно же, главным его призванием была наука, которой он отдавался полностью, не считаясь ни со временем, ни с какими-либо отвлекающими от дела бытовыми проблемами и неудобствами. Этого же он требовал и от своих коллег и учеников. Если возникала какая-либо научная проблема или приходила новая идея, которую, как он считал, стоит обсудить, он мог позвонить в любое время и с жаром вовлечь в проблему, добиваясь понимания. Причем это считалось как само собой разумеющееся и никто даже не мог, да не хотел возражать, а наоборот, считали это за честь, что позвонил Сам Юлий Ефимович, значит ему важно и Ваше мнение. Вспоминаю случай, когда нас, коллектив кафедры физики ТИАСУРа, которую он в то время возглавлял уже будучи профессором, отправили на уборку картофеля в пригородный совхоз. Накануне мы получили интересные экспериментальные данные о возможности 100 процентного извлечения электронов из плазмы импульсного дугового разряда низкого давления. Перед посадкой в автобус я кратко сказал об этом Юлию Ефимовичу. Он сказал, что мы должны сесть вместе в автобусе и обсудить эти эксперименты и потом, в течении всего дня мы брали общий рядок картошки и непрерывно с эмоциями споря, доказывая и соглашаясь обсуждали эту проблему, которая в скорости была оформлена в виде статьи в журнал технической физики и даже в настоящее время имеет хорошее цитирование. Кстати, к написанию научных статей Юлий Ефимович относился трепетно, считая, что этим, как он говорил, мастерством, обязан обладать каждый ученый и требовал, чтобы авторы оттачивали каждую фразу и формулировку и сам по многу раз переправлял тексты, добиваясь точности и понимания при формулировке своих идей и мыслей. Мне, к сожалению, не пришлось слушать его курсы лекций, т.к. я пришел в его коллектив из ТПИ уже сразу в качестве аспиранта, но по отзывам многих коллег его лекции были великолепны. Как преподаватель он был строг, но справедлив. Это же можно отнести и к его деятельности как руководителя аспирантов и докторантов, которых у него было довольно много. Из школы Ю.Е. Крейнделя вышли ученые, ставшие впоследствии членами академии, докторами-профессорами, директорами и зам. директорами академических институтов, заведующими кафедрами и просто хорошими учеными-исследователями, отдающими себя науке. Перечислить всех довольно трудно, но я знаю точно, что называть себя учеником Юлия Ефимовича – это очень почетно. Я безусловно считаю его своим Учителем-Наставником как формально, т.к. он был руководителем при моем обучении в аспирантуре ТИАСУРа и научным руководителем кандидатской диссертации, так и не формально, т.к. мы долгие годы, даже уже и после его переезда в г. Екатеринбург в качестве заместителя директора по научной работе Института электрофизики УрО РАН, продолжали тесно общаться, обсуждая научные и не только, проблемы. Мы вместе участвовали в организации и проведения конференций, симпозиумов, семинаров и просто научных встреч на которых обсуждали результаты наших научных исследований, делились планами, старались сделать так, чтобы наши тематики, в которых было много общего, не пересекались, а дополняли друг друга. И это, как я считаю, всегда удавалось так как на первом месте всегда была наука, а все остальные интересы были второстепенными. В этом Юлий Ефимович проявлялся как настоящий Наставник и в тоже время коллега, который мог понимать и принимать интересы всех сторон. Уже и после отъезда в Екатеринбург Юрий Ефимович считал Томск родным городом и часто и с удовольствием приезжал в Томск всегда устраивая встречи с коллегами по обсуждению научных интересов, в том числе и совместных. В последний путь мы проводили Юлия Ефимовича также в Томске и сейчас иногда навещая его памятник, вспоминаем его дела и мысли, стараясь их продолжать и развивать. В честь Юлия Ефимовича его учениками регулярно проводится на Байкале раз в три года Международный Крейнделевский семинар по плазменной эмиссионной электронике. Инициатором первого всесоюзного совещания по плазменной эмиссионной электроники, которое состоялось в июне 1991 года на озере Байкал, был лауреат Государственной премии России, доктор технических наук, профессор Крейндель Ю.Е. В 2018 г. состоялся уже VI Крейнделевский семинар, собравший более 40 его учеников и продолжателей из нескольких регионов России и зарубежья. Плазменная эмиссионная электроника достаточно успешно развивается и уже многие ученики Крейнделя Ю.Е. сами стали наставниками для молодых учёных, которых на семинаре было более половины от всех участников. Считаю, что именно такие формы наставничества, когда собираются и тесно общаются на достаточно узкие профессиональные темы коллеги разных возрастов и положений, одновременно вспоминая историю развития научного направления, обсуждая современные достигнутые научные результаты и перспективы их развития, являются самыми действенными формами по привлечению и закреплению в науке молодежи, передаче ей опыта и знаний и, как следствие, воспитанию успешных личностей и не только в фундаментальной, но и в прикладной науке.

Отвечая на вопрос: Зависит ли судьба отдельного человека от случая? Да, безусловно! В моём случае таким поворотным моментом в моей жизни стало посещение научных семинаров, которые проходили под руководством Геннадия Андреевича Месяца. Высокий научный уровень жарких дискуссий, заинтересованность, демократичность - всё это произвело тогда на меня такое впечатление, что, когда мне предложили перейти в коллектив отдела сильноточной электроники ИОА СО АН СССР, то я практически без раздумий согласился, хотя уже практически поступил в аспирантуру ТПИ, сдав все вступительные экзамены. Это было в 1975 году, когда формировался костяк будущего Института сильноточной электроники. Мы перешли с кафедры физической электроники ТПИ вместе со вторым, а вернее первым, моим наставником профессором Петром Максимовичем Щаниным. Этот человек также сыграл большую роль в моей жизни как учитель и наставник. Пётр Максимович был одним из создателей электронного синхротрона «Сириус», входившего в свое время в число первых и самых высокоэнергетических синхротронов мира. После его запуска в первые годы Петр Максимович был главным инженером этой уникальной установки, занимаясь ее модернизацией, обслуживанием и обеспечением условий для проведения экспериментов по ядерной физике. Будучи студентом кафедры физической электроники ТПИ, я слушал лекции Петра Максимовича по электронной оптики, вакуумной и криогенной технике и выполнял научную работу по генерации электронных пучков под его руководством. Уже тогда часть работ мы выполняли совместно с Юлием Ефимовичем Крейнделем - другом и коллегой Петра Максимовича. Говоря о Петре Максимовиче как о наставнике, хотелось бы подчеркнуть его глубокие знания как физики, так и техники генерации пучков и транспортировки их в магнитных полях различной, порой достаточно сложной конфигурации. Своими знаниями Пётр Максимович щедро делился с коллегами и учениками, создавая образцы ускорительной техники: электронные источники, диагностические комплексы, системы фокусировки и транспортировки пучков, которые по совокупности параметров и экспериментальным возможностям зачастую превосходили известные отечественные и мировые аналоги. Петр Максимович, перейдя из ТПИ в ТИАСУР на кафедру физики, возглавляемую Крейнделем Ю.Е. продолжал заниматься как научной, так и преподавательской деятельностью.

Сформировался коллектив единомышленников, на базе которого при открытии в 1977 году Института сильноточной электроники сформировался отдел плазменной эмиссионной электроники (ОПЭЭ), руководимый Юлием Ефимовичем. Пётр Максимович возглавил лабораторию с таким же названием (ЛПЭЭ), входящую, наряду с лабораторией непрерывных пучков в состав ОПЭЭ. Долгие годы (до 2000 года) Петр Максимович был заведующим ЛПЭЭ, где и в настоящее время работает главным научным сотрудником продолжая делился своим богатым опытом и знаниями с молодёжью. Петра Максимовича отличает глубокая порядочность, доброжелательность, готовность помочь не только при решении сложных научных проблем, но и при разрешении трудных жизненных ситуаций. Это настоящие качества наставника как они мне представляются. Реализуя эти качества при постоянном общении с молодежью, которая чувствует, что богатый опыт наиболее эффективно может передаваться не только и даже не столько через лекции, монографии, статьи, а главным образом при прямом контакте с наставником, который не только словом, но и делом демонстрирует свои знания, умения, интуицию, навыки, передавая их молодежи. При этом и сам наставник заинтересован в обратной связи т.к. подпитывается от молодежи энергией, новыми экспериментальными данными, узнает о новых формах поддержки научных исследований и т.д., что позволяет формировать тенденции и направления дальнейших исследований в выбранной области знаний.

Резюмируя можно сказать, что научное наставничество было, есть и будет одной из самых действенных и эффективных форм передачи знаний и опыта молодежи, которая была есть и будет основной силой, двигающей науку вперед. Взаимопонимание и взаимовлияние поколений есть катализатор на пути к научно-техническому прогрессу, который создается в каждодневном совместном труде наставников и их подопечных, преодолевая все трудности и преграды.

Зав. лабораторий плазменной эмиссионной электроники ИСЭ СО РАН, д.т.н., профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования Н.Н. Коваль

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика