РОЛЬ НАСТАВНИКА В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ

Н.А. Шмыкова - Доктор сельско-хозяйственных наук, профессор, кандидат биологических наук. 

Березнеговская Любовь Николаевна (14.09.1906 - 04.07.1995)

Л.Н. Березнеговская получила прекрасное домашнее образование (до 9 лет), затем училась в гимназии, после революции – в средней школе. После окончания единой трудовой школы II ст. (1924) поступила на биологическое отделение физико-математического факультета ТГУ. Среди ее университетских учителей проф. В.В. Ревердатто, П.Н. Крылов, П.П. Орлов, Б.К. Шишкин, доц. П.В. Савостин. Летом 1926, 1927 проходила практику в Гос. опытном Никитском ботаническом саду в Крыму, где специализировалась в обл. физиологии растений.

В 1929 г. окончила университет по специальности «физиология растений», защитив квалификационную работу «Анатомное строение кориандров (Coriandrum sativum), различающихся между собой различной величиной прикорневой листовой розетки», выполненную под руководством проф. В.Г. Александрова. Область научных интересов Л.Н. Березнеговской – биохимия и физиология растений. Первые научные работы Л.Н. Березнеговской были посвящены физиологии растений.

В 1936 г. в совете Воронежского университета она защитила диссертацию «Физиол. особенности некоторых форм подсолнечника, выносливых к заразихе «Б» на соискание ученной степени кандидата биологических наук (утв. ВАК в 1937).

В годы Великой Отечественной войны Л.Н. Березнеговская под руководством Д.И. Гольдберга изучала механизм действия эмбрионального экстракта на процесс регенерации. Полученные в результате исследований, проведенных ею совместно с сотрудниками кафедры биохимии Н.А. Верховской и З.И. Чесноковой, препараты использовались в госпиталях для стимуляции заживления ран и язвенных процессов у раненых воинов.

В 40-е на основе изучения биохимии дифтерийной палочки (совместно с профессором Л.Д. Кашевником) в биохимической лаборатории Томского института эпидемиологии и микробиологии предложила новую питательную среду для дифтерийной культуры. В дальнейшем Березнеговская Л.Н. занималась интродукцией лекарственных растений в условиях Западной Сибири и изучала образование в них биологически активных веществ.

В 1956 г. в совете Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева АН СССР Л.Н. Березнеговская защитила диссертацию «Физиол.-биохим. основы взаимоотношений растения-хозяина и цветковых паразитов» на соискание ученой степени доктора биологических наук (науч. консультанты д. чл. АН СССР А.Л. Курсанов и доктор биол. наук, затем акад. АН СССР М.Х. Чайлахян; офиц. оппоненты проф. А.В. Благовещенский, А.Я. Кокин, А.А. Прокофьев и К.Т. Сухоруков; утв. ВАК в 1956).

В 60-х под руководством Л.Н. Березнеговской на кафедре фармакогнозии была сформирована группа по изучению культуры изолированных тканей лекарственных растений, создана (при участии Н.А. Трофимовой) математико-техническая база для проведения экспериментов, освоена методика получения культуры изолированных тканей. Вместе с сотрудниками и студентами Березнеговская Л.Н. в летнее время выезжала в экспедиции в районы Томской области для картирования и определения запасов лекарственных растений на их территории. В них участвовали Т.П. Березовская, Н.В. Дощинская, Е.Я. Шершевская, Н.К. Быченникова, Е.А. Серых, С.Е. Дмитрук и др. Полученные данные передавались в аптечное управление и являлись основой для планирования заготовок лекарственного сырья в Томской области.

По ее инициативе на территории Университетской рощи за новоанатомическим корпусом (в н. в. на этом месте находится корпус НИИ биологии и биофизики ТГУ) был разбит питомник лекарственных растений, где проводились опыты по введению в культуру редких и исчезающих видов, создана богатая коллекция лекарств и эфиромасличных растений. Питомник служил базой для практики студентов и научной работы аспирантов, пополнения гербария редкими видами. Одновременно с исследованием дикорастущей флоры Л.Н. Березнеговская активно внедряла на кафедре новые методы исследований культуры тканей растений, биохимии лекарственных растений. При кафедре была создана лаборатория культуры тканей алкалоидоносных растений, одна из первых в Сибири.

Л.Н. Березнеговская участвовала в научных конференциях и съездах в Саратове, Томске, Тбилиси, Свердловске, Баку, Ленинграде, Новосибирске, Тюмени и др. В их числе: I Сибирская конференция физиологов и биохимиков растений (Иркутск, 1960), конференция по изучению и освоению растительных ресурсов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 1961), Международный симпозиум по лекарственным растениям (Познань, 1970) и др.

Как-то в одном нашем разговоре профессор ТГУ Карначук Раиса Александровна сказала мне: «Вы счастливый человек, вашими учителями были лучшие биологи города Томска». Я задумалась и поняла, как много они для меня сделали. Это были совершено разные люди, но для них были характерны безграничная любовь к своему делу, высокие духовность и интеллигентность. Да, я счастливый человек. Мои учителя открыли для меня биологию, они развивали мой интерес к познанию живого. Я думаю, что на моем примере можно хорошо понять роль учителя (наставника) в формировании ученого.

В школьные годы я мечтала стать ученым физиком. Окончив школу, я сразу поступила в Томский государственный университет на радио-физический факультет. Однако от преподавателей и сокурсников часто можно было слышать, что специальность физика не для девушек. Уже на втором курсе я решила, что настоящего ученого физика из меня не получится, поэтому написала заявление с просьбой меня отчислить из университета. Я приняла для себя решение, что нужно выбрать «женскую» специальность и поступить в медицинский институт на фармацевтический факультет.

Учиться на фармацевтическом факультете мне не нравилось. Это заметила преподаватель ботаники, в то время доцент кафедры фармакогнозии с курсом ботаники, Березовская Тамара Павловна. Она сказала, что знает, где мне будет интересно, и познакомила меня с ассистентом этой кафедры Трофимовой Ниной Александровной. В этот период на кафедре начинались работы по культивированию in vitro клеток лекарственных растений под руководством профессора Березнеговской Любови Николаевны. Сегодня это принято называть биотехнологией. Нина Александровна была тем самым человеком, который непосредственно выполнял эти исследования.

С этого дня у меня началась другая жизнь, я была готова жить на кафедре. Сначала я все делала вместе с Ниной Александровной, а когда у неё заканчивался рабочий день, я продолжала одна. Тут начинались открытия, на следующий день за ними следовали закрытия. Мы вместе с Ниной Александровной разбирали причины моих открытий, которые часто были банальными, при этом мы весело смеялись над моими открытиями. Когда нам приходила мысль провести новый эксперимент, который приборная база медицинского института не позволяла провести. На помощь приходил доцент Томского государственного университета Трофимов Леонид Григорьевич. Он помогал нам организовать изучение действия постоянного электрического поля на культивируемые клетки, измерить клеточный потенциал, посмотреть одну и ту же живую клетку под микроскопом в фазовом контрасте и УФ-свете, чтобы зафиксировать изменения, которые происходят с клеткой в процессе её деления. Дом семьи Трофимовых стал для меня родным, куда можно было приходить в гости, где были мне рады.

Когда я училась на третьем курсе, Любовь Николаевна Березнеговская познакомила меня с Николаем Владимировичем Васильевым. Широта интересов этого ученого была потрясающей, его эрудиция поражала. В этот период его интересовало воздействие стрессовых факторов не только на организм животных и человека, но и на клетки растений. У него работали студенты лечебного и педиатрического факультетов, а также студенты политехнического института. Он учил нас: делится знаниями, смотреть шире, сопоставлять данные полученные на одних объектах исследования с другими. У него для всех нас находилось время для обсуждения планов экспериментов, получения результатов. Он с нами со студентами общался, как с равными, к каждому из нас у него был свой подход. В его маленьком кабинете сразу могли работать несколько человек. Если тебе для работы нужен был стол, он отдвигал свои бумаги и уступал тебе часть стола. У него были жесткие требования к постановке эксперимента, это пригодилось мне в моей дальнейшей работе. В трудные моменты, когда казалось, что ничего не получится, не хватало реактивов, приборов, стоило поговорить с ним, рассказать о проблеме, вопросы решались, и все получалось.

Благодаря своим учителям, я закончила обучение на фармацевтическом факультете, продолжила свою научную работу, начатую в студенческие годы, в аспирантуре под руководством профессора Березнеговской Любови Николаевны.

На примере своих учителей мне хочется подчеркнуть, что не было деления на поколения, мы были единой командой.

Я, состоявшийся ученый, в работе со студентами, аспирантами стараюсь создавать команду, решающую общую проблему, где каждый член команды вносит свой посильный вклад. В единой команде младшие учатся у старших, старшие в свою очередь у младших, которые могут обладать новыми компетенциями не доступными в своё время для старшего поколения. Именно умение объединять людей в единое целое позволяет достичь успеха, как в достижении общей поставленной цели, так и в обучении каждого члена команды. На мой взгляд, полноценным наставником может стать только тот человек, который сам постоянно развивается и совершенствуется, не останавливаясь на достигнутом. Помимо отличного владения профессиональными навыками наставники должны обладать целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь следует отметить чувство ответственности, целеустремлённость, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приёмами коммуникации. Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного. Необходимо отметить тот факт, что настоящие ученые передают от поколения к поколению нравственные ценности, лежащие в основе своей профессиональной деятельности. Главная роль наставника это передача ценностных установок науки и формирование научного стиля мышления при личном контакте со студентом в процессе совместных научных исследований.

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика