Агробиотек: как ТГУ объединит инженерию, биологию и технологии

17.08.2022

Передовая инженерная школа (ПИШ) "Агробиотек", созданная в Томском госуниверситете (ТГУ), займется подготовкой биоинженеров, клеточных технологов, биоинформатиков, молекулярно-клеточных ветеринаров и других специалистов, необходимых современному сельскому хозяйству.

Подробнее о школе в интервью РИА Томск рассказал директор ПИШ "Агробиотек" Кирилл Голохваст.

Ранее сообщалось, что ТГУ получил грант Минобрнауки на создание в своей структуре новой передовой инженерной школы (ПИШ). Вуз должен запустить научно-производственный центр и семь образовательных программ в сфере агробиотехнологий.

Как сообщается на сайте Минобрнауки, проект "Передовые инженерные школы" должен обеспечить высокопроизводительные экспортно ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости. По всей стране к 2024 году будут созданы 30 таких школ.

Опыт и технологии против глобальных рисков

Кирилл Сергеевич, с чего начинается технологическая независимость в контексте передовых инженерных школ?

– С подготовки инженерных кадров высшей квалификации. Этот проект связан с тем, что инженерное образование в стране немного деградировало: появился четырехлетний бакалавриат, но за четыре года тяжело подготовить хорошего инженера, потому что инженерные специальности сложные, и обучение по этим направлениям должно длиться минимум пять лет.

На мой взгляд, именно поэтому у нас перестали появляться хорошие инженеры-конструкторы в большом количестве, как это было в Советском Союзе. Развитие сильной инженерной школы замедлилось. При этом сегодня в стране есть большая потребность в инженерных кадрах – конструкторах, изобретателях, рационализаторах.

Это контекст проекта "Передовые инженерные школы" Минобрнауки. Всем очевидно, что Россия очень долго покупала технологии. В связи с событиями 24 февраля многие технологические цепочки оказались разорванными. Мы потеряли по некоторым направлениям большое количество технологий и материалов. Например, это синтетические регуляторы роста растений, пестициды, корма для рыб, семенной материал животных, которые поставлялись из-за рубежа.

Какая задача поставлена перед ТГУ в проекте ПИШ?

– Взять все самое лучшее из стандартной классической биологии, которая в ТГУ очень сильна, и объединить это с эффективными инженерными практиками в аграрном секторе.

Аграрный сектор сегодня – это один из самых прибыльных бизнесов, если правильно рассчитать процессы и использовать технологии. И там нужны инженеры, понимающие специфику биологии (потому что сельское хозяйство – это биология, прежде всего). Для инженера, если он хороший специалист, не важно, что проектировать, – подводную лодку или комбайн. У него есть понимание, как решить задачу и какие материалы использовать.

На решение каких глобальных проблем ориентирована ПИШ "Агробиотек"?

– Это растущее население планеты и изменение климата. Исследования мировых ученых говорят, что в течение ближайших 100 лет климат на Земле изменится радикально. Любые изменения климата сказываются на качестве почвы. Плодородной земли на планете и так недостаточно, чтобы прокормить все население. Половина всего чернозема находится в России и на Украине.

Мы с вами в моменте, когда существуют риски для всего человечества. И нужно научиться с этим жить. Нечего будет есть, не будем знать, что и где посадить, получим риск глобального голода.

Школа "Агробиотек" возьмет все лучшее, накопленное миром за десятилетия, и положит это на новые технологии.

Добавлю, что в школе "Агробиотек" мы будем менять сознание людей, чтобы они бережно относились ко всему вокруг. Почва – это живой метаорганизм. Работать с ней нужно бережно. Новая школа – это новое понимание природы не как источника, с которого можно брать постоянно и не отдавать ничего взамен. Все может печально закончиться, учитывая, что есть колебания климата и растущее население.

Агрономы с беспилотниками

Какие технологии сегодня нужны сельскому хозяйству?

– Все, что поможет аграрному сектору работать эффективнее. Простой пример – дроны. Их уже используют наиболее продвинутые фермеры. Пешком агроном не обойдет 10 тысяч гектаров, чтобы отследить каждый участок. Но можно использовать беспилотник. Он летает, фиксирует изменение оттенков и цвета взошедших посевов, и по этим снимкам агроном может сказать, где поле "перезалито", а где растениям не хватает, например, фосфора.

К сожалению, в большинстве случаев подготовка аграриев в вузах базируется на слегка устаревших методах. Новые технологии для сельского хозяйства изучаются в единичных прорывных университетах. Мы решили, что в ТГУ обязательно должны быть самые новые подходы. Если мы выпускаем агронома нового поколения, то этот агроном должен уметь работать с дронами, расчетными программами и космоснимками. У него должен быть свой планшет, дрон и доступ к спутниковыми данным.
Но нельзя говорить, что будет только новое, потому что только на новом далеко не уехать. Нужно учитывать также накопленный опыт, в частности данные наблюдений за какой-то местностью за последние 50 лет. Это бесценная информация, необходимая для проектирования новых технологий на имеющихся полях.

Также нужны вычислительные технологии. Есть интернет вещей, который пронизывает все сферы нашей жизни, есть data science и биоинформатика, без которой селекция невозможна, феномика и многие другие направления. Наша задача – организовать учебный процесс так, чтобы выпускники передовой инженерной школы обладали не только базовыми знаниями по биологии и агрономии, но и всеми современными компетенциями.

Не так давно я посетил одно из сибирских агрохозяйств, где современные технологии задействованы по максимуму. Если в среднем в этом районе урожайность пшеницы составляет 24-26 центнеров с гектара, то в данном хозяйстве доходит до 75.

Комбайны предприятия работают на GPS, некоторые из них автономны, некоторые управляются людьми. Есть центр управления техникой: отдельно стоящее здание, в котором девять огромных экранов. Сидят операторы, которые следят, что и где находится. С помощью технологий хозяйству удалось минимизировать потери и максимизировать прибыль.

Одним словом, ПИШ должна довести подготовку аграриев до уровня, который необходим современному миру с учетом всех имеющихся рисков – глобальных и региональных. При этом "Агробиотек" – это еще и научная школа. Мы будем готовить не только людей для работы с технологиями в полях, они должны еще и создавать эти самые новые технологии.

Кого помимо аграриев будут готовить в передовой инженерной школе ТГУ?

– Образовательные программы уже готовы. Некоторые из них были запущены заранее, потому что эксперты ТГУ понимают тренды, появляющиеся в мире.

Образовательные программы – магистерские, бакалаврские, аспирантура. Я ратую также за докторантуру. Важно, чтобы студенты занимались в лабораториях, чтобы понимали, откуда что берется, чтобы руками могли что-то делать.

Мы будем готовить биоинженеров, клеточных технологов, биоэнергетиков, геномных селекционеров, молекулярно-клеточных ветеринаров, специалистов по биоинформатике, специалистов по цифровым технологиям в агрономии, специалистов по обработке больших данных в Life-science.

Наш главный партнер по ПИШ – один из крупнейших холдингов в РФ – "Сибагро". От них, из реального сектора экономики, мы будем брать задачи для подготовки специалистов. Если рынок, например, говорит нам, что современным фермерским хозяйствам нужен зоотехник, который умеет делать ЭКО для свиней или коз, значит, мы его будем готовить. Под "Сибагро" подстроим несколько образовательных программ до 2030 года.
В школе будут еще дополнительные программы. Одна из самых важных – МAА (Master of Agricultural Administration), потому что в стране не хватает программ по подготовке, условно говоря, директоров фермерских хозяйств. Эта программа для руководящего звена. Иногда очень хороший агроном бывает плохим директором, и наоборот. В идеале нужно, чтобы у человека были все компетенции – чтобы он понимал и в управлении, и в сельском хозяйстве, и в экономике, и в психологии.

Наш образовательный контент подразумевает также программы повышения квалификации – не только длинные курсы, но и короткие, те, которые будут позволять людям быстро получать набор нужных компетенций. Уже сейчас мы можем "прокачивать" агрономов, делать из них операторов дронов.

Виртуальная реальность и лаборатории

Как будет организован учебный процесс в школе "Агробиотек"?

– Это будет совмещение классических подходов с новыми образовательными технологиями.

В основу ляжет схема "2+2+2". Через два года обучения, в середине бакалавриата, студент получает рабочую специальность и выходит помощником агронома, например. Затем еще два года бакалавриата, совмещенного с работой, а после – два года магистратуры. В итоге через шесть лет мы получим специалиста, который получил нужные компетенции.

Образовательные технологии – это прежде всего виртуальная дополненная реальность. Есть исследования, которые показывают, что VR помогает усваивать образовательный контент лучше, чем учебник или видео-симуляция.

Где будет расположена передовая инженерная школа?

– Рядом с химическим факультетом ТГУ, потому что у химиков есть огромное количество современного оборудования. Наши студенты и ученые смогут им пользоваться. Химфак и биофак – это два родственных факультета, которые будут помогать ПИШ расти.

Когда школа начнет свою работу?

– По факту работа уже начата, так как некоторые образовательные программы реализуются с прошлого года. Набор на другие программы также уже ведется, часть программ будет запущена до конца года. Официальное открытие школы состоится до конца 2022 года.

Источник: Новости РИА Томск

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика