Дефектоскоп ТПУ планируют использовать при производстве нового российского самолета на замену Ан-2

14.08.2017
Уникальную разработку ученых Томского политехнического университета — тепловой дефектоскоп — хотят использовать при производстве самолета на замену Ан-2. Новая модель состоит целиком из композиционных материалов, разработкой занимаются специалисты из Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) в Новосибирске.
Напомним, тепловой дефектоскоп, разработанный в Томском политехе, позволяет выявлять повреждения в самолетных конструкциях как на стадии производства, так и эксплуатации. Разработка политехников не имеет аналогов в России, а по сравнению с мировыми аналогами обладает расширенным набором алгоритмов обработки данных, включая уникальные алгоритмы тепловой томографии и дефектометрии. Недавно разработка была презентована на XIII Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2017».
По словам заведующего лабораторией тепловых методов контроля ТПУ Владимира Вавилова, у вуза и СибНИА им. С.А. Чаплыгина давняя история сотрудничества. Так, в Томский политехнический университет регулярно приезжают защищать диссертации новосибирские соискатели, специализирующиеся на тематике неразрушающего контроля. Кроме того, двое аспирантов Института неразрушающего контроля (ИНК) ТПУ Арсений Чулков и Дарья Дерусова, выбравшие новосибирский институт в качестве ведущей организации при защите диссертации, несколько раз представляли там томские методы и разработки.
Новосибирцев, занимающихся разработкой первого в России цельнокомпозитного самолета ТВС-2ДТС, методика заинтересовала, недавно был подписан соответствующий контракт.
«Самолет изготовлен из композиционных материалов, в основном, из углепластика. Изготовители хотели бы сразу, при разработке самолета, включить туда технологию неразрушающего контроля элементов. Однако это вызвало определенные затруднения, так как устоявшиеся в России методики ориентированы в основном на металлические конструкции. Традиционные методы контроля очень хороши для металлов, но они или не подходят для композитов в принципе, как, например, рентген, или подходят в определенных модификациях. Поэтому перед изготовителями встала проблема — какие методы контроля заложить в технологическую карту. Ультразвуковой метод будет использоваться вне всякого сомнения, но, кроме него, специалисты приняли решение использовать технологию теплового контроля, разработанную в Томском политехе»,— рассказывает Владимир Вавилов.
Добавим, принцип работы томского прибора основан на инфракрасном термографическом методе неразрушающего контроля дефектов в композиционных материалах, используемых в авиакосмической промышленности. Подобная методика используется крупнейшими мировыми компаниями (Boeing, Airbus, Bombardier), но в России все еще не распространена.
«Мы надеемся, что наше сотрудничество станет первой такой "ласточкой" по внедрению метода в производство.
Работа с СибНИА им. С.А. Чаплыгина разбита на ряд этапов. Сначала мы разрабатываем методику испытаний, которую заказчик сможет использовать в своей технической документации. Затем мы ждем от разработчика образцы, чтобы отработать методику в Томске. Нам должны предоставить части различных панелей, в которые будут заложены типичные дефекты. Аппаратура должна их выявить. Итогом станет поездка в Новосибирск для выездных испытаний», — поясняет Владимир Вавилов.
Он отмечает, что, хоть на данном этапе сотрудничества передача прибора новосибирцам пока и не предусмотрена, ученые Томского политехнического университета уже работают над усовершенствованием методики и разработкой оборудования нового поколения.
«Работы в этом направлении почти завершены. На "МАКСе" мы представили дефектоскоп, больше ориентированный на условия или ангара (когда панель для испытаний снимают с самолета), или для проверки непосредственно на самом самолете — в условиях одностороннего доступа. А в условиях производства есть возможность повернуть деталь, поставить ее оптимальным образом, зайти с другой стороны и так далее.
Сейчас мы делаем модульный дефектоскоп, который можно будет модифицировать под потребности производства»,— говорит ученый, уточняя, что выездные испытания методики планируется провести в октябре.

Источник: Служба новостей ТПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика