ДОЦЕНТ ТГПУ ПРЕДСТАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЕТСКОГО И СЕМЕЙНОГО КИНО

30.10.2020

В сегодняшней образовательной среде очень остро стоят вопросы, связанные с кинопедагогикой: ведутся бесконечные споры, проходят конференции и семинары, обсуждаются различные формы и способы, с помощью которых можно ввести историю кинематографа на средний и высший образовательный уровень.

Самое важное и почти неразрешимое в данной ситуации – это отсутствие педагогического опыта как в мировом, так и в российском образовании. Кино всегда привлекало людей, интриговало, позволяло и отдохнуть, и подумать, иногда даже воспитывало и наталкивало на нахождение путей выхода из духовного кризиса. Но целостным представлением о кинопроцессе владеют единицы. Кто и как будет преподавать историю кино, какие учителя могут взять на себя подобные обязанности при максимальных нагрузках, какие методики можно и нужно использовать – на каждый из этих вопросов отвечать сложно, но нужно.

Осенью в ходе VII Международного фестиваля детского и семейного кино «0+» в городе Тюмень прошел форум по кинопедагогике и медиаобразованию. Спикером форума выступила Ада Казимировна Бернатоните, доцент Института детства ТГПУ, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов РФ, член Гильдии киноведов и кинокритиков России. Сегодня специалист ТГПУ делится рассказом о том, как прошел фестиваль, и о своем выступлении в частности:

«Директор кинофестиваля, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Николай Данн занимает очень правильную позицию, основанную на множественности мнений и решений. В рамках фестиваля был сформирован экспертный совет, куда вошли крупные специалисты в данной области, такие как Александр Федоров, один из основоположников и Президент ассоциации кинопедагогики и медиаобразования г. Таганрог, Елена Бондаренко, преподаватель ВГИК, занимающаяся методическими разработками в области преподавания кино, а также эксперты из гг. Москва, Крым, Таганрог. Все те, кто неравнодушен и кому важна судьба кинематографа в образовательном контексте.

Был организован и видеомост с МПГУ. В его рамках поставлены и сформулированы важные проблемы, с которыми сталкивается современное образование в области преподавания кино. Связаны они, конечно же и в первую очередь, с кадрами и методической базой, пути решения необходимо искать. И они найдутся. На связь с форумом выходили известные кинокритики и киноведы Кирилл Эмильевич Разлогов и Виктор Эдуардович Матизен. Программа была насыщенной: каждый день споры, обсуждения, мастер-классы. Каждый из экспертов сумел высказать наболевшее и важное лично в контексте его деятельности.

Мое выступление свелось к значимости воспитания профессионального зрителя. Сегодня активно учат детей снимать кино, что делает его обыденным и повседневным и, в буквальном смысле, убивает киномагию. Гораздо важнее учить смотреть, высказывать свое мнение, формулировать и отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужим высказываниям. Эти банальные навыки утрачены в современной ситуации, самое главное, что ребенок не видит фильм как целостное произведение, а обращает внимание только на какие-то частности, которые близки лично ему. 

Мною были представлены мои эксперименты-наработки: детские мини-сочинения, где видно, как очень хорошие ученики, добровольно вызвавшиеся посмотреть фильм, могут написать только то, что им понравилось или нет, не обладая аналитическим мышлением; карточки, которые были разработаны мной для выявления интересов детей в плане восприятия детских фильмов советской эпохи, что может помочь как при создании методических разработок, так и для выявления общих тенденций при создании современным кинематографом детской кинопродукции. 

На примере смонтированных эпизодов из фильмов А. Роу я показала, как нужно и важно работать с деталью и как способствовать тому, чтобы ребенок увидел ее, смог сопоставить и проанализировать. Также ознакомила слушателей со своим пособием "Алгоритм анализа фильмов для детей". Отклик был живейший и искренний.

В продуктивности и полезности форума нет сомнения. Спасибо Николаю Данну. А вот теперь стоит задуматься и, может быть, когда-нибудь скажут спасибо ТГПУ за создание методических разработок по преподаванию истории кино. Стоит жить и творить, не теряя оптимизма и веры в свои силы!».

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика