«ДРАМА – ЭТО НЕ ТЕАТР»: ПРОФЕССОР ТГПУ ВЫСТУПИЛА С ЛЕКЦИЕЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И КОЛЛЕГ ИЗ ПОЛЬШИ

28.01.2022

Валентина Егоровна легко приняла приглашение профессора Анны Варда, директора Института, прочитать такую лекцию: она с начала 2000-х годов была постоянным участником международных научных конференций «Драма и театр» на базе Тверского государственного университета. Это было единственное место, где ученые регулярно и сосредоточенно обсуждали проблемы и процессы этого рода литературы в соотношении с театральной практикой. Традиция проведения таких конференций прервалась в связи с кончиной организатора, а необходимость обсуждения проблем драмы осталась. Поэтому возник запрос на лекцию о драме у польских коллег и обращение к В.Е. Головчинер как к специалисту.

При обширном знании материала на подготовку лекции ушел месяц: Валентина Егоровна работала над тем, чтобы за отведенное ей время дать студентам и сотрудникам Института максимально полезный материал:

«Нужно было уместить главное и важное для понимания драмы как феномена в час лекции студентам-русистам второго курса и заинтересованным преподавателям, чтобы и тем и другим было интересно и полезно. В результате сложилось нечто вроде «Морфологии и генезиса драмы», – рассказывает Валентина Егоровна. – Обратилась к знанию аудиторией истоков – древнегреческой драматургии и кульминации развития европейской драмы в творчестве Шекспира, Лопе де Вега, Мольера. Старалась показать, как из народной драмы вырастала, сохраняя ее принципиальные возможности диалога и действия, драма как род литературы в ее современной записи и возможностях театрального воплощения. Особый интерес вызвало современное состояние драмы, разных направлений поисков и прежде всего усиление авторского начала в увеличении объема монологов, ремарок, игре с ними».

Валентина Егоровна с ее знанием поэтики драмы видит в усилении авторской информации в современных текстах для театра ослабление, если не утрату главного, укорененного в веках достоинства драмы – энергии действия. Драма – единственный род литературы, представляющий мир в процессах взаимодействия героев, изменения начальной ситуации посредством диалога. Отношения людей в диалоге – форма их существования в мире. Увеличение объема монолога – свидетельство если не беспомощности, то недоверия автора к себе как драматургу: он стремится договорить прозой то, что не мог выразить в диалоге.

«Главное отличие драмы от лирики или эпоса – наличие в ней энергии действия. Человек в драме не наблюдает события, он в них живет и действует. Хороший драматург должен ощущать ритм, энергию действия. Не менее важно и ощущение энергетического потенциала устного разговорного слова, того, как говорят люди в жизни», – полагает профессор.

Кто-то задавал Валентине Егоровне вопросы, кто-то задумался о том, что происходит в новой драме и современном театре. Это состояние соразмышления, возможно, и есть главный результат состоявшегося контакта томского ученого с молодой польской аудиторией. Подобные формы сотрудничества помогают обменяться опытом, познакомиться с отличным от своего видением научных фактов, получить «пищу для размышлений» в дискуссии, а также укрепить партнерские отношения вузов разных стран.

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика