Эксперт: менеджеры должны справляться с растущей скоростью изменений

27.07.2018

– Сегодня управленческая деятельность – это отдельный вид профессиональной деятельности. Для нас это вопрос номер один, – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский, открывая семинар. – Когда в мире нарастает скорость изменений, конкурируют уже не сами организации, а модели управления, экосистемы. Нам просто не выжить, если вузы не суммируют свои ресурсы с партнерами. Сбербанк уделяет огромное внимание формированию управленческих компетенций. И благодаря стажировкам, образовательным программам, таким встречам мы имеем доступ и к корпоративным ресурсам, можем многое почерпнуть у коллег в плане опыта и лучших практик.

Отмечая основные вехи развития управленческой деятельности, Валерий Катькало привел знаковые работы по теории менеджмента каждого периода*. Так, в 1908 году Генри Форд впервые применил конвейерный метод для сборки автомобилей. А уже в 1911 году выходит знаменитая книга родоначальника научного управления предприятиями Фредерика Тейлора «Принципы научного менеджмента», которые актуальны и сейчас.

– Все эти работы имеют применимость к любой организации. Они посвящены тому, в чем должен ориентироваться профессиональный управляющий, – подчеркнул эксперт.

Отдельное внимание спикер уделил эволюции управленческого образования в мире и в России:

– Хорошая новость! Во второй половине XX века в мире появилось множество проектов создания бизнес-школ, которые сегодня определяют уровень управленческого образования в мире. Начиная от INSEAD (Европейский институт управления бизнесом, 1957), заканчивая Indian School of Business (Индийская школа бизнеса, 2001) и ESMT (Европейская школа менеджмента и технологий, 2002). Что касается достижений отечественных вузов, в 2013-м году Высшая школа менеджмента СПбГУ впервые вошла в глобальный рейтинг крупнейших компаний мира, а в 2015-м региональный университет УрФУ впервые получил международную аккредитацию EPAS.

Ректор корпоративного университета Сбербанка отметил, что у его коллег сформировалось собственное понимание менеджмента:

– По мнению известного теоретика управления Питера Друкера, менеджмент – это специальный инструмент, особая функция, специфический аппарат, который как раз и обеспечивает организации возможность достигать нужных результатов. В свою очередь мировой специалист в области эффективного управления бизнес-процессами Ицхак Адизес определяет менеджмент как «процесс, который позволяет организации стать и оставаться результативной и эффективной ныне и впредь».

– Нас не устраивают эти определения. Для нас менеджмент – это понимание пяти вопросов: 1) что мы делаем? 2) кто выполнит задачи? 3) как будем действовать? 4) каковы параметры оценки? 5) как мы получаем обратную связь?

Катькало отдельно рассказал о системе работы с кадрами, которая выстроена в корпоративном университете (КУ) Сбербанка:

– Нам важно получать отдачу от инвестирования в людей. Поэтому любое действие, которое мы совершаем в сфере образования, должно сопровождаться вопросом о том, какую эффективность создаст образовательный процесс, – отметил он.

Так, например, получив данные исследования популярности образовательных программ вуза, руководство КУ немедленно приняло решение увеличить количество мест по направлению Problem Solving. Катькало также подчеркнул, что с конца 90-х годов в мире произошло изменение подходов к корпоративному обучению, и сегодня мы приходим к «обучению в потоке работы».

Среди эффективных методов обучения в университете Сбербанка: метод кейсов; обучение действием (action learning, learning by doing – когда слушатели обучаются в процессе разработки решений реальных бизнес-проблем); коллаборативное обучение, предполагающее тесное взаимодействие между участниками; социальное обучение – обмен информацией и опытом, совместное создание контента с использованием интерактивных дискуссий и обсуждений, социальных медиа. Многие из них описаны в бюллетене вуза Edu Tech, каждый номер которого посвящен передовым практикам.

По мнению спикера, сегодня необходимо воспитывать лидеров, которые могут справиться с неизвестностью и неопределенностью, усложнением обстановки, резким увеличением информационных потоков и возрастающей скоростью изменений, а также выгодно использовать значительное расширение возможностей. При этом среди компетенций, которые необходимы нынешнему Сбербанку, Валерий Катькало выделил решение проблем, управление результатом, ответственность, инновационность, Digital Skills, клиентоцентричность, сотрудничество и управление собой.

– Никто менеджером не рождается, этому просто надо учиться, – резюмировал Валерий Катькало. – При этом надо понимать, что эффективность менеджмента напрямую связана с передовыми технологиями. «Если изменения снаружи происходят быстрее, чем внутри – конец близок», – сказал по этому поводу Джек Вэлч, экс-CEO General Electric.


Источник: Новости ТГУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика