ЭКСПЕРТ ТГПУ РАССКАЗАЛА О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ФОРУМЕ «АВГУСТ.PRO: МАТРИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ»

23.08.2022

В ходе семинара участники обсудили особенности реализации учебного предмета «Математика» в условиях обновленных ФГОС и Концепции математического образования в Томской области, методические рекомендации, нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя математики по формированию функциональной математической грамотности, а также направления работы Ассоциации учителей математики в 2022–2023 учебном году.

Подробно были представлены содержательные аспекты разработанных Методических рекомендаций по математике «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО» для педагогических работников на новый учебный год. В структуру методических рекомендаций вошли: нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя математики; направления совершенствования ФГОС ООО; особенности преподавания математики в соответствии с ФГОС ООО; рекомендации по составлению рабочих программ по математике; навыки XXI века; функциональная грамотность в математике; технологии формирования функциональной математической грамотности; ресурсы заданий по функциональной грамотности по математике.

Podstrigich

«Известно, насколько велик вклад математики в образование, интеллектуальное воспитание и формирование общей грамотности личности. Исследование понятия функциональной грамотности и реализация учебного процесса, направленного на формирование математической грамотности, предоставляет возможность ввести обучающихся в мир математической культуры, сберечь ценности и смыслы математического образования, – говорит Анна Геннадьевна. – Погружение в содержание понятия математической грамотности начинается с освоения тезауруса, разведения таких понятий, как «грамотность», «образованность», «компетентность» и «культура».

Спикер отмечает, что математическая грамотность рассматривается как уровень функционального овладения математическими знаниями и методами; как личностное образование, наследуемое не биологически, а посредством обучения; как интегративное качество, совершенствуемое в социокультурном процессе, а именно как способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем, для успешного функционирования в обществе на протяжении всей жизни.

Понятие математической грамотности может быть интегрировано в содержание естественно-научных учебных дисциплин, так как проблема формирования функциональной грамотности сегодня стоит достаточно остро перед каждым учителем-предметником. Для ее решения необходимо научить ученика смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый учащийся должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы.

Как говорит Анна Геннадьевна, основная содержательная канва понятия математической грамотности выстроена вокруг следующих основных компонентов: числа, алгебра, геометрия, анализ данных, математические методы, математическое рассуждение, математическое моделирование. Математическая грамотность в первую очередь связана с математическими знаниями, умениями и навыками, а также, что сегодня особенно актуально, с практической деятельностью школьников, с умением переносить полученные математические знания в различные жизненные повседневные ситуации, с надпредметными умениями (универсальными учебными действиями, компетентностью, метакогнитивным опытом), с творческой и исследовательской деятельностью.

«В Томском педуниверситете при подготовке бакалавров и магистров на физико-математическом факультете надпредметная составляющая, сформулированная в виде аббревиатуры КИТСУ (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума), разворачивается в контексте психодидактического подхода, – рассказывает А.Г. Подстригич. – В процессе изучения курсов методической направленности исследуются психодидактические аспекты формирования математической грамотности учащихся с опорой на теоретические положения «обогащающей» модели обучения и типологию специально сконструированных учебных текстов, разработанных в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» (руководители М.А. Холодная, Э.Г. Гельфман). Эти положения и типы учебных текстов, направленных на формирование математической грамотности, метапредметных и личностных образовательных результатов, составляют содержание учебных книг, рабочих тетрадей, методических пособий, которые входят в созданные авторами проекта учебно-методические комплекты для 5–9 классов и могут быть использованы в процессе обучения математике».

Подробнее выступления спикеров семинар-совещания «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО: математика» доступны в записи трансляции (с 1 часа 30 мин.).

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика