ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПАРКА ИОП ТГПУ ПОЛУЧИТ ПОДДЕРЖКУ РОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ФОНДА

16.03.2022

В рамках регионального конкурса 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» лаборатория КФЦОС ТГПУ под руководством заведующего Андрея Петровича Глухова представила заявку «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг в региональной системе общего и среднего профессионального образования» и получила финансовую поддержку РНФ.

В реализацию исследования в качестве участников грантового проекта будет вовлечена компетентная команда опытных и молодых ученых из ТГПУ: Нетёсова Ольга Сергеевна, мл. науч. сотрудник лаборатории КФЦОС ТГПУ, и магистранты ТГПУ Филькина Александра Витальевна и Миронова Ирина Геннадьевна. Административно-управленческую поддержку и сопровождение будет оказывать Парк инновационных образовательных практик и Институт развития педагогического образования ТГПУ.

На вопросы о проекте «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг в региональной системе общего и среднего профессионального образования» ответил руководитель лаборатории КФЦОС ТГПУ Андрей Петрович Глухов.

В чем актуальность исследовательского проекта?

Как представляется, при всем внимании в последние годы со стороны государства и педагогического сообщества к тематике развития ИКТ-компетенций, серьезным исследовательским дефицитом в плане реализации стратегии современной цифровой образовательной среды является отсутствие на региональном уровне работающей управленчески-организационной модели мониторинга и внедрения элементов обучения цифровой грамотности в учебный процесс в системе общего и среднего профессионального образования. В складывающихся условиях частичной изоляции российской электронно-образовательной среды от значительного числа мировых IT-сервисов и технологий акцент на разработке отечественной системы отслеживания развитости ИКТ-компетенций обучающихся еще более значим.

В чем привлекательность реализации данного проекта для системы образования региона?

Наличие определенного уровня цифровой грамотности среди обучающихся выступает как индикатор состояния, ориентир и направление трансформации содержания системы образования. Измерение и мониторинг цифровой грамотности, предлагаемые в проекте, позволят разработать рабочую региональную модель внедрения элементов обучения цифровой грамотности в учебный процесс в области общего и среднего профессионального образования.

Что выступит предметом мониторинга, какие цифровые компетенции важны для современных учеников и студентов?

В проекте мы ставим перед собой задачу интерпретации цифровой грамотности не просто как набора технологических навыков в области ИКТ, а более широко, в качестве элемента владения цифровой культурой, предполагающей наличие широких компетенций в области поиска, продуцирования, коммуникации и распространения цифрового контента и информации. В интерпретации цифровой грамотности делается акцент на ментальных, а не аппаратных компетенциях. Цифровая грамотность рассматривается в исследовании как «зонтичная» категория для других парциальных видов грамотности. Интеграция в цифровую грамотность информационной грамотности, медиаграмотности, компьютерной грамотности и способности общаться и сотрудничать с использованием цифровых сетей позволяет дать комплексное представление о необходимых базовых навыках современного человека, усвоившего цифровую культуру.

Исследовательский проект направлен на разработку динамической модели цифровой грамотности (как процесса приобретения комплекса базовых компетенций, характеризующих владение цифровой культурой) обучающихся. Практико-ориентированной задачей, вытекающей из фундаментальных исследований проекта, является разработка комплексной рабочей модели томской региональной системы управления цифровой грамотностью за счет сокращения цифрового неравенства среди обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования на основе постоянного мониторинга уровня, структуры и возрастной динамики цифровой грамотности и цифровых разрывов обучающихся. Проект будет поддержан Российским научным фондом в 2022-2023 гг.

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика