Как попасть в ЦЕРН и другие вопросы школьников к томским учёным

07.02.2020

Узнать о внутренней «научной кухне» смогли школьники из Томска и из Томской области – специально для них была организована онлайн-трансляция. Очно на нескучных лекциях присутствовали 55 школьников, а дистанционно – 60 учеников из Рыбинской СОШ, Нелюбинской СОШ, СОШ № 2, 4, 5, 7 Колпашево, Кожевниковской СОШ № 1 и ДО ЦДОД Первомайского района.

Мероприятие прошло в Центре развития современных компетенций детей и молодежи при поддержке Регионального центра развития образования.

– Нескучные лекции – это один из элементов нашей линии работы с региональной системой общего образования, – подчеркнула зам. проректора ТГУ по образовательной деятельности Елена Суханова. – Нам кажется, что таланты или способности появляются после того, как у ребенка появился интерес к чему-либо, поэтому первый шаг – это такие мотивационные события. Вот такие нескучные лекции – это непосредственная встреча с носителем знания, неожиданные фокусировки, которые привлекают внимание и потом побуждают ребенка что-нибудь почитать, посмотреть или прийти к нам на углубленные программы.

О своих научных интересах и разработках школьникам рассказали учёные ТГУ и ТПУ. Это пример кооперации в рамках проекта Большой университет, когда томские вузы и НИИ взаимодействуют в научной и образовательной сфере. Все участники прошли предварительную подготовку – они учились выступать перед аудиторией, например, рассказывать о своих проектах простыми словами. Кроме того, молодые учёные являются участниками мероприятий по популяризации науки, например, Science Slam.

Младший научный сотрудник ТГУ Пётр Щербаков и аспирант ТПУ Виталий Охотников поделились опытом создания детекторов для CERN, они рассказали, зачем это нужно, какие материалы используются для изготовления датчиков и почему: так, ТГУ работает с арсенидом галлия, а ТПУ отдает предпочтение алмазам. 

Доцент ТГУ Денис Касымов рассказал, зачем они с коллегами сожгли 6 га леса в США и как это помогло в борьбе с пожарами. Аспирант ТГУ Юлия Мишенина поделилась информацией, каково сегодня работать метеорологом и почему будущее – за солнечной энергией. Доцент ТПУ Алексей Савельев доказал, что большие данные и ИИ всё больше влияют на нашу жизнь, а доцент Елена Гершелис объяснила, как углерод на шельфе восточной Арктики влияет на климат.

– У меня очень близкий школьникам предмет изучения – математическая тревожность, или боязнь решать математические задачи. Сюда я пришла, чтобы помочь понять важную вещь: тревожность не всегда плохо, если сменить установку, она может стать мотивационным толчком, – рассказала одна из лекторов, научный сотрудник ТГУ Анна Будакова. – На научные конференции приходят специалисты, статьи тоже читают только специалисты, но ведь о проблеме и способах ее решения нужно рассказать тем, кому это важно: учителям и школьникам. Наука должна существовать не просто ради науки, а для общественности, и приносить людям пользу.

Во время выступлений старшеклассники интересовались, какие страны посетили учёные, что нужно сделать, чтобы попасть на работу в CERN, как лекторы попали в науку и правда ли, что их исследования делают мир лучше.

– Мне всё очень понравилось, спикеры живые, работали с аудиторией. Больше всего запомнился первый доклад про CERN, я в этой теме немного ориентируюсь, поэтому этот доклад был близок, – поделился впечатлениями 11-классник из Академлицея Влад Озин.

После нескучных лекций школьники смогли поговорить со спикерами, задавали вопросы о поступлении в университеты и учебе в вузах.

Источник: Новости ТГУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика