Контроль или свобода: ТГУ организовал дискуссию об онлайн-обучении

14.07.2020

Модераторами дискуссии выступили директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская и директор НОЦ «Институт передовых технологий обучения» ТГУ Елена Другова.

– Университеты и школы России и мира были вынуждены экстренно перевести свое обучение в онлайн-формат в связи с глобальной пандемией. При этом ряд учреждений сделал ставку на единство используемых технологий, контроль и учет, что породило недовольство сверхконтролем и перегрузку сотрудников, но обеспечило возможности контроля качества. Другие организации выбрали большую долю неопредеделенности, позволили каждому преподавателю самому выбирать используемые технологии, соцсети, форматы, поощрив эксперименты и креативность, но потеряв в значительной мере контроль над качеством, – поясняют модераторы актуальность темы, которая была вынесена на обсуждение.

Секция прошла в формате дебатов представителей образовательного сообщества, ответственных за внедрение электронного обучения в ведущих вузах России, преподавателей, исследователей и практиков электронного обучения. Им было предложено обсудить две описанные выше конфигурации «хаоса и порядка», их сильные и слабые стороны, а также выработать рекомендации по совершенствованию ответа системы на подобный вызов. По итогам большинство спикеров выступило за единые стандарты используемых сервисов.

Обсуждался и вопрос самостоятельности подразделений и преподавателей в выборе, и здесь спикеры выбрали «здравый компромисс» между предписанными и свободными форматами обучения, когда «есть и гибкие вещи, и не гибкие». При этом образовательная организация рассматривалась как единая площадка и точка входа в иные сервисы.

Участники дискуссии обозначили плюсы единых стандартов. Это возможность контроля процесса, результатов и качества обучения; гарантия безопасности студентов; возможность учебной аналитики; автоматической проверки на плагиат и разрешения проблем, связанных с учебным процессом.

Были названы минусы отсутствия единых стандартов. В их числе – фрустрация студентов, которым на разных курсах приходится пользоваться разным набором технологий; порождаемые этим большие затраты времени; невозможность гарантировать поддержку всех инструментов и, соответственно, качество образовательного процесса.

Дискуссанты уделили внимание и минусам единых стандартов. Среди них были названы необходимость обучить всех преподавателей всем обязательным технологиям, а также ограниченность технологий. Однако участники секции согласились, что эти препятствия преодолимы и рассматриваются как рабочие моменты.

Плюсами отсутствия единых стандартов были обозначены: возможность соответствовать потребностям и привычкам поколения; возможность использовать привычные режимы работы в соцсетях; отсутствие необходимости обучать всех преподавателей единым инструментам.

Факторов, которые необходимо иметь в виду при принятии решения о стандартизации электронных образовательных сервисов, тоже несколько. По мнению участников дискуссии, это:

  • министерские проверки и требования;
  • предпочтения и привычки студентов (например, геймерские);
  • педагогическая ценность инструмента (технологии);
  • правовая сторона использования технологии;
  • вопрос стоимости технологий;
  • специфика запросов разных факультетов, профиль дисциплин;
  • необходимость обучения преподавателей, при этом должен учитываться их возраст;
  • методика преподавания – часто брать готовые решения лучше, чем создавать свои с нуля.

Генеральные выводы секции: то, что оценивается, должно жестко контролироваться, а то, что не оценивается, – свободно. Ключевые позиции имеют разные приоритеты: для министерства с высокой долей вероятности победит стандартизатор, для проректора по учебной работе – унификатор, для сотрудника университета, педагога и ученика – уникальность, для руководителя – универсальность.

– Необходим обдуманный баланс, – отмечают модераторы секции по ее итогам. – Какой? Вариативность – в содержании образовательного процесса, и этой вариативности поможет организационная оптимизация и унификация.

Дискуссантами секции международной конференции «HR-тренд 2020» выступили:
директор института дистанционного образования НИ ТГУ Виктория Дубровская,
проректор по цифровизации НИ ТПУ Александр Фадеев,
доцент кафедры вычислительной техники, директор центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Тимофеев,
директор АНО СПО «Новосибирский городской открытый колледж» (Новоколледж) Сергей Чернышев,
педагогический дизайнер Университета Монаша Елена Шарапова (Австралия),
научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Ульяна Захарова (Москва),
начальник Учебно-методического отдела НИТУ МИСиС Маргарита Дорофеева (Москва),
заместитель начальника управления дополнительного образования Института инноватики ТУСУР Олеся Бабанская,
лидер «Школы продуктивного действия» Денис Коричин (Москва),
руководитель направления цифровой поддержки вузов SkyEng Виолетта Усанова (Москва).

Источник: Новости ТГУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика