НАСЛЕДИЕ С.И. ГЕССЕНА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРЫ ЛЕГЛИ В ОСНОВУ НАУЧНОГО ДИАЛОГА В ТГПУ

15.04.2022

Торжественно с исторического экскурса начала диалог руководитель Музея истории ТОИПКРО им. С.И. Гессена Любовь Максимовна Найбороденко с докладом об истории жизни Сергея Иосифовича, его четырехлетнем пребывании в Томске. Спикер также представила слушателям плод его трудов – книгу «Основы педагогики. Введение в прикладную философию».

Официальную часть конференции приветственным словом открыла проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева:

«Философские, концептуальные, методологические основы педагогической науки – это те основные понятия, без которых не может быть хорошей практики. Поэтому то, что сегодня в рамках конференции мы обсуждаем такой круг вопросов, это очень значимо и важно для будущего поколения и уже действующих педагогов. Гессеновские чтения органично собрали на одной площадке представителей самых разных учебных заведений, что дает возможность рассмотреть и разобрать под разными углами вопросы педагогики».

С благодарностью сотрудникам ТГПУ за продолжение проведения Гессеновских чтений, которые организованы в 25 раз, выступил профессор, зав. кафедрой российской истории исторического факультета ТГУ Сергей Александрович Некрылов.

Рассказала об истории создания первых обучающих курсов для молодых учителей в Томской губернии XIX века и о престижности профессии учителя в то непростое для Российской Империи время ректор ТОИПКРО Оксана Михайловна Замятина.

Директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталья Альбертовна Семёнова обратилась к слушателям:

«Ученые, которые сегодня почтили нас своими выступлениями, являются хранителями и носителями традиций. Они очень бережно и трепетно те знания, которые были собраны, которые развивались, сейчас передают в руки нашим студентам. Ребята сегодня получат возможность увидеть другую сторону учительской профессии, потому что она подразумевает не только взаимодействие с детьми, но и ведение исследовательской деятельности».

Ирина Вигеновна Мелик-Гайказян, профессор, руководитель НОЦ Теории образования, зав. кафедрой истории и философии науки ТГПУ, выступила с сообщением о философской теории детерминизма и его распространенности в жизни русского народа.

Профессор-консультант Школы инженерного предпринимательства ТПУ Николай Петрович Кириллов поделился воспоминаниями о знакомстве и работе с трудами С.И. Гессена в студенческие годы и рассказал о своем становлении на путь преподавательской деятельности.

Профессор кафедры истории и философии науки ТГПУ Надежда Абрамовна Люрья говорила с коллегами о причинах важности и значимости работ Гессена (дидактика, методы педагогического воспитания) в современных реалиях и о том, что образование является ничем иным, как культурой общества и личности индивида.

Поздеева Светлана Ивановна, профессор ТГПУ, акцентировала, что университет является очагом научного исследования, а лучшим сценарием формирования персонального имиджа преподавателя – участие в исследовательской деятельности:

«Преподаватель не просто преподает свой предмет, а высказывает публично свои научные взгляды; учащийся не просто учится, а занимается наукой. И они оба, прилагая собственные усилия, двигают науку вперед».

Завершили пленарную часть профессор ТОИПКРО Сергей Иосифович Ануфриев и доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасия Сергеевна Ануфриева с докладом о важности воспитания у детей понимания процессов мировой культуры и искусства через использование игровых методик для облегчения восприятия информации и образовательного процесса.

Следуя программе Чтений, гости присоединились к работе секции «Идеи И.С. Гессена и проблемы современной науки, образования и воспитания». Особенно участники отметили выступления педагогов-практиков, многие из которых в сельских школах Томской области на протяжении долгих лет создают, развивают и поддерживают музеи – особые образовательные пространства, где учителя, ученики и их родители учатся сохранять, чтить память и традиции народа, гордиться обычаями и победами своих предков, историей своей Родины. Это отразилось в докладах «Музейная педагогика как средство нравственного образования и воспитания детей» Галины Николаевны Грибенниковой, педагога доп. образования МБОУ ДО «Копыловский п/к «Одиссей» Томского района; «Роль музея в сохранении исторической памяти. (Из опыта работы комнаты-музея советской писательницы Г.Е. Николаевой (Волянской)» Ольги Владимировны Дороховой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Мазаловская СОШ» Томского района; «Роль исторического краеведения в воспитании школьников и профессиональном развитии учителя» Светланы Алексеевны Котовой, учителя-пенсионера, Томская область, Томский район, с. Турунтаево; «Деятельность музея через создание условий погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду» Светланы Федоровны Вершининой, методиста и руководителя музея МБОУДО «Копыловский п/к «Одиссей» Томского района.

Также на секции были подняты вопросы культуры творчества и творчества культуры; понятия социального в философии И.С. Гессена; преподавания математики в современной школе; формирования экологической культуры молодежи и другие.

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика