Пора на пары: учебный год в ТГУ начнется, несмотря на пандемию

15.07.2020

Лабораторные по видеосвязи, лекции в записи и много работы над собой – так студенты и преподаватели Томского госуниверситета (ТГУ) пережили первый опыт "дистанта". В интервью РИА Томск проректор вуза по образовательной деятельности Евгений Луков рассказал, каким будет обучение в новом учебном году, как в ТГУ встретят первокурсников и почему "офлайн" всегда будет лучше "онлайна".

Были готовы меняться

– Каким оказался для ТГУ переход в онлайн-формат? С какими трудностями пришлось столкнуться?
– Томский государственный университет большой и очень разный, поэтому невозможно принять одно решение для физиков, например, и журналистов… И преподаватели, и студенты тоже разные: кому-то удобно работать с компьютером, кому-то неудобно.

Для преподавателей сложность заключалась в том, что нужно было быстро перевести привычный формат, привычные формы в дистанционные – это совсем другая дидактика, это надо пересобрать курс, это надо почувствовать, что студенты тебя понимают – это, скажем так, совсем другие способы удержания внимания.

Студенты, которые и без коронавируса работали много в дистанционных формах, перешли достаточно быстро и не испытали дискомфорта. Тем студентам, которые этими инструментами не пользовались, а традиционно приходили в библиотеку и читали книги, конечно, тяжелее было. Еще дистанционный формат очень сильно требует самоорганизации, но не все студенты могут самоорганизоваться вовремя.

– Что помогало справиться с переходом?

– Университет уже порядка шести-семи лет экспериментирует с разными форматами. У нас создаются экспериментальные зоны, площадки для выработки нового, у нас эти форматы были наработаны. Они были локальные, в виде моделей, но они были. У нас была инфраструктура, у нас были инструменты. В целом, наверное, и люди готовы были меняться.
Командные лабораторные по видеосвязи

– Удалось ли перевести весь учебный процесс в онлайн? В каких формах проводились занятия?

– По отзывам студентов, приблизительно 50% активности – это были синхронные занятия. По разным факультетам по-разному: где-то это доходило до 100%, где-то это было 30-40%, но "заочного" формата удалось не допустить.

Конечно, часть активности ушла в асинхронные формы. Видите, мы же не всегда начинаем действовать по-другому. Кажется, что дождик пройдет и зонтик доставать не надо. Поэтому и преподаватели так же где-то "замерли" и подумали: "Я задание пока дам, а недельки через две все закончится, вернется на круги своя, и я буду дальше работать как привык".

– Преподавателям как-то помогали осваивать новые форматы?

– Как провести лучше лекцию, как провести лучше семинар, как включить студента в активность – таких кротких онлайн-курсов было собрано большое количество за очень короткое время. Поэтому преподаватели, во всяком случае те, кто хотел, получили возможность очень быстро нарастить свои компетенции во владении инструментами и в том, как переупаковать свои курсы.

– Что с лабораторными у студентов прикладных специальностей – их ведь не перенести домой и не провести по видеосвязи?

– Значительную часть практик и лабораторных занятий мы перенесли на более поздний срок, заменив их теоретическими курсами из программы старших курсов, чтобы не потерять время. Но при этом нельзя сказать, что вообще ничего нельзя сделать.

– А что можно предпринять?

– Например, вам необходимо сформировать у студента навык наблюдать и описывать то, что он видит. Поэтому опыт, например, у химиков, снимается на видеокамеру, выкладывается ролик, а студент наблюдает и описывает – это можно делать онлайн.

– Как дальше будут организовываться такие занятия, если режим продлят?

– Сейчас мы прорабатываем несколько вариантов того, как занятия будут проводиться для смешанного формата, когда часть студентов находится в аудитории, а другая – вне ее. Сейчас мы готовим ряд аудиторий со специальным оборудованием, позволяющим транслировать и записывать все, что там происходит.

В каждой будет от шести до 10 камер, которые работают в автоматическом режиме. Искусственный интеллект по ряду признаков переключает фокусы, то есть он снимает доску, если преподаватель пишет, он снимает опыты, идет качественная запись звука. Одновременно люди смотрят и по ту сторону экрана, и в аудитории. Затем запись выкладывается, и с этим можно потом работать.

Лучше, хуже или так же

– Какие отзывы университет получал от студентов и преподавателей об организации обучения? Стало лучше, хуже или ничего принципиально не изменилось?

– Мы с самого начала "дистанта" ведем мониторинг образовательного процесса, получаем обратную связь от студентов и преподавателей.
Достаточно часто звучали положительные оценки онлайн формата, в том плане, что можно сэкономить время на дорогу, поставить занятие в более удобное для всех время. Однако, понятно, что это не для всех, где-то психологически тяжело, где-то аудиторию не чувствуешь, а это очень важно.Студенты отмечали, что лекцию, если она в записи, всегда можно остановить, послушать еще раз, не надо судорожно писать конспект.

Студенты, в частности в магистратуру, заходят уже более старшего возраста. Многие рано заводят семьи, работают, и им не всегда удобно ходить на занятия. Сначала мы шли им навстречу и старались ставить занятия вечером. Сейчас мы многие вещи выкладываем в сеть, чтобы они могли работать дистанционно.

Такой формат позволяет по-другому распределить время и использовать его более качественно. Поэтому те, кто хочет поступить, но сомневается, что сможет совмещать работу и учебу в магистратуре, – поступайте. Ваши старшие коллеги апробировали подобный формат.

– А качество образования в этот период изменилось?

– Доказывать, что онлайн лучше очного формата, не приходится. Он изначально нацелен на другие задачи. Как правило, если мы говорим про качественное обучение, то это обучение непосредственно с преподавателем. Только в форматах личного общения с ним вы перенимаете нормы профессиональной деятельности. Никакой онлайн вам здесь не поможет, но использовать его для решения определенных образовательных задач можно.

Разные сценарии

– Что же все-таки ждет ТГУ в новом учебном году? К чему готовитесь? Как будет организован учебный процесс?

– Мы не можем точно сказать, как мы начнем учебный год, все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Поэтому мы разрабатываем несколько сценариев. С очным форматом все понятно, учебные планы под него разработаны.

Есть сценарий под смешанную форму обучения, когда часть студентов в аудитории, часть – онлайн. И, конечно же, полный онлайн. Я думаю, что сентябрь будет, судя по ситуации, в онлайне. Потом постепенно будет переход к смешанному, и очень надеемся, что хотя бы в октябре-ноябре мы выйдем в нормальный формат. Для разных сценариев мы готовим разные мероприятия и действия.
В университете будут установлены новые правила. Для нас важна безопасность кампуса: нормы расселения, нормы гигиены, в том числе – как студенты будут заходить в кампус, как перемещаться, сколько раз будут обрабатываться поверхности, как студенту сидеть в аудитории.

– Планируется ли использовать какие-то форматы обучения, которые актуализировались или появились во время "дистанта"?

– Есть интересные форматы, они применялись для других целей, и их можно сейчас использовать по-другому. При формате групповой работы определяются различные роли, например, кто экспериментатор сегодня, тот приходит в лабораторию, а остальные с ним на связи: один теоретическую модель разрабатывает, другой партнеров ищет, вы потом собираетесь, обсуждаете. В следующий заход вы меняетесь.

Тем самым, в лаборатории находится меньше людей, соблюдается социальная дистанция, а навыки ставятся те же самые.

Наверное, точно уже будет формат, когда человек работает с собственной образовательной целью и ищет под нее информацию сам. Информационное общество на то оно и информационное. Как шутят уже на некоторых программах, "Google есть всегда". Зачем забивать голову запоминанием определенного ряда данных, тем более что они меняются.

Дистанционные первокурсники

– Что ждет первокурсников, которые не знакомы с университетом и еще не до конца понимают, зачем они сюда пришли? Как они будут вливаться в процесс?

– Мы прилагаем максимальные усилия для того, чтобы дать возможность первокурсникам начать обучение в смешанном формате и часть занятий проводить очно, чтобы они могли почувствовать, что такое университет. При этом, мы проводим несколько летних школ для преподавателей, которые будут "заходить" на первый курс: как правильно подать информацию студентам и не "потерять" их, если все же придется начинать учебный год онлайн.
Во-вторых, прорабатывается, как студентам работать самостоятельно. В-третьих, как работать с электронной средой, что такое безопасный кампус – вот эти вещи студентам первого курса будут сразу поставлены в учебный план.

– Получается, что их приезд в Томск в начале года вообще не планируется?

– Планируется, нам очень хочется принять первокурсников именно в очном формате, для чего разрабатывается модель безопасного кампуса, но все будет зависеть от конкретной ситуации в Томске.

"Новая война" и ее уроки

– Удалось ли ТГУ извлечь какие-то уроки из пережитого опыта, был ли он чем-то полезен?

– Как правило, мы всегда готовимся к прошлой войне, а потом оказывается, что война совершенно другая. И как мы ни готовились к современным вызовам, все равно жизнь многообразнее, жизнь сложнее. Скажем так, те вызовы, которые мы видели, фиксировали, но казалось, что решение этих проблем еще потерпит, что мы еще немножечко подождем, ситуация, вызванная коронавирусом, очень резко обострила.

Мы начали очень серьезно смотреть, какое программное обеспечение есть. Сейчас мы стараемся найти те программные продукты, которые, с одной стороны, бесплатны, как правило, но при этом позволяют решать наши задачи.
Вопрос инфраструктуры – сколько места нам нужно для хранения файлов? Например, записи многих наших рабочих совещаний, лекций хранятся – это огромный массив информации. Вопрос по серверам: сколько необходимо этих серверов?

Очень важный момент форматов обучения. Какой будет дидактика, какими будут методики, методы обучения после окончания вируса. Если лекция в онлайн-формате, то она какой должна быть: такая же или другая? Как показывает практика, оцифровывать старый процесс бессмысленно, надо оцифровывать новый. К этой дидактике, к новым методикам, вообще к пересборке программ очень у нас сейчас пристальное внимание.

А как внедрить онлайн? Да никак. Не надо внедрять его, это плохая история. Важный вопрос методологический: что мы делаем и зачем? И потом только – как. Вот онлайн – это про то, как. Но главное ответить, что и зачем.

Университет должен создать техническую возможность, систему гибких учебных планов, обеспечить другой учет времени, расписание другое, логистику другую. Роль университета, его администрации, факультетов, создать возможности для руководителей программ сделать максимально эффективную программу.


Источник: Новости РИА Томск

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика