Приоритет 2030: Антрополог ТГУ изучает трансформацию угольной отрасли в ЮАР

28.10.2022

В проекте «Технологические транзиты и управление цифровым суверенитетом» доцент ФИПН ТГУ Ольга Устюжанцева изучает, как формируется политика осуществления технологических транзитов и как она согласуется с мерами по решению проблем изменения климата и научно-технологическим и инновационным вектором развития ЮАР. Такие исследования в России не практикуются, отмечает автор проекта, и хотя международное сообщество заявляет о необходимости декарбонизации экономики, но мало кто исследует, как трансформируется угольная отрасль, что будет с углем и экономикой, которая завязана на угле. И Кузбасс, и ЮАР – территории, где с углем связаны практически все сферы жизнедеятельности.

Изучением угольной промышленности и социотехнических транзитов в Кузбассе Ольга начала заниматься около года назад. Ее доклад на одной из международных конференций и взгляд на исследуемые проблемы вызвали интерес зарубежных коллег.

– Мне предложили провести исследование в Южной Африке – стране с высоким уровнем бедности, безработицы и огромной зависимостью от угля, где 90% электроэнергии страны производится угольными электростанциями, а технологический транзит угледобывающей отрасли – вопрос выживания страны и достойного будущего для ее граждан, – рассказывает исследователь. – Сначала мы планировали сравнительное исследование: считали, что в Кузбассе и ЮАР политический вектор развития похож – принимаются программы по модернизации угольной промышленности. Но оказалось, что трансформация угольной отрасли везде идет по-своему.

Ранее уголь в Европу поставляла Россия, а с февраля этого года ее место начала занимать Южная Африка, и всего за несколько месяцев экспорт угля в Европу из ЮАР вырос более чем на 700%, рассказывает Ольга. Спрос растет, добыча наращивается – страны ЕС выкупают еще не добытый уголь на год вперед. В то же время Южная Африка – один из активных участников международных соглашений по климатической повестке, и политика страны направлена на прекращение добычи угля и закрытие к 2030 году всех угольных электростанций и переход на возобновляемые источники энергии.

– Инвестиции в угольную отрасль имеют высокую токсичность и сведены практически на нет. В результате мелкие угледобывающие предприятия не имеют доступа к новым – цифровым, безопасным – технологиям: у них нет на это финансовых ресурсов. Они вынуждены уходить из листингов бирж, а значит, вести менее прозрачную деятельность в сфере безопасной и экологичной добычи угля. Параллельно 5-6 крупных компаний активно внедряют технологии по чистой добыче угля и превращению его в жидкое топливо, по улавливанию, утилизации и хранению углерода; они вкладываются в НИОКР по возобновляемым источникам энергии. Получается, часть крупной угольной промышленности трансформируется, а малые предприятия из игры выпадают, что продолжает создавать серьезные социально-экологические риски, – отмечает Ольга Устюжанцева.

Ольга подчеркивает, что международный дискурс о справедливом переходе стран к зеленой энергетике практически не затрагивает вопросы о том, каким образом страны, социально-экономически зависящие от ископаемого топлива, будут обеспечивать свою энергетическую стабильность в переходный период, пока новые мощности альтернативной энергетики не обеспечат энергетическую безопасность этих стран.

– Такой период может длиться от 20 лет и более. Так, в случае Южной Африки энергетическая инфраструктура страны устарела и не справляется с нагрузкой, в связи с чем миллионы людей по несколько часов в день не имеют электроэнергии в связи с отключениями, а вводимые мощности электроэнергетики еще долго не смогут решить этот вопрос, – добавляет Устюжанцева.

В Кузбассе, в отличие от Южной Африки, уголь не играет такой огромной роли в экономике и ВВП страны, для отопления в России есть газ, а электричество не зависит от угля. И Россия, и ЮАР пытаются по-своему трансформировать угольную отрасль, сделать технологический переход к цифровому безопасному энергетическому будущему, поясняет автор проекта. 

В Южной Африке Ольга Устюжанцева проводит исследование с августа этого года, в сотрудничестве с коллегами из университета Йоханнесбурга – специалистами центра по изучению инноваций и четвертой промышленной революции. Работу планировалось начать с изучения документов, а затем проводить наблюдение и интервьюирование, то есть взаимодействовать с акторами процессов, происходящих в угольной отрасли: чиновниками, представителями промышленности, экспертами, населением – всеми, кто так или иначе вовлечен в историю с углем, говорит она. 

– В Кузбассе доступ к полю – интервью с представителями отрасли и чиновниками – сильно затруднен. Люди не настроены общаться, у нас такое не практикуется. Но в неформальном общении «не под запись» удалось получить общее представление о контексте «угля»: что уголь значит в жизни людей, каким они видят свое будущее и будущее своего региона. 

После приезда в Южную Африку Ольга подала планы исследований в комитет по этике университета Йоханнесбурга на процедуру этической оценки исследования и через две недели начала подбирать респондентов. В ЮАР, по ее словам, общество, в том числе бизнес и государственные структуры, более открыто к диалогу, и ей уже удалось собрать много материала. Также она участвует в отраслевых мероприятиях, проходящих в крупных городах – Йоханнесбурге, Кейптауне и других, вникая в дискурс, который невозможно получить из документов. 

– По окончании исследования мы с коллегами планируем написать две совместных научных публикации, и в своей узкой сфере я тоже сделаю пару публикаций, – говорит Ольга. – То, что не планировалось, – получение обратной связи на промежуточном этапе исследования. Мы хотим собрать всех, у кого я брала интервью, – «угольщиков», людей из правительства, НКО и других интересантов – на общий семинар, чтобы рассказать о предварительных результатах исследования и вовлечь их в процесс обсуждения проблем, выявленных в ходе изучения отрасли. Их комментарии, реакция, отклик также станут частью исследования – и это, на мой взгляд, будет самым интересным. Это то, чего очень не хватает в России в научной сфере – живая коммуникация, когда ученые не замыкаются в своей «башне из слоновой кости», а обсуждают результаты с теми, кого они исследуют. 

Исследование Ольги Устюжанцевой «Технологические транзиты и управление цифровым суверенитетом» выполняется в рамках стратегического проекта ТГУ «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», поддержанного федеральной программой «Приоритет 2030».

Источник: Новости ТГУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика