Продвинутое обучение айти в ТПУ: что, как и зачем – разбираемся с экспертом

03.10.2025

Продвинутое обучение айти в ТПУ: что, как и зачем – разбираемся с экспертом

На эти и многие другие вопросы нам помог ответить директор Инженерной школы информационных технологий и робототехники ТПУ Александр Фадеев.

Чем отличают топ-программы от обычных?

Самое главное отличие – все программы были собраны по требованиям и с помощью ИТ-компаний. Они предоставили детальное описание требований, которые предъявляются к 13 разным профессиям в сфере ИТ, в виде матриц. На основе этих данных были собраны образовательные программы и отдельные дисциплины. При этом все требования касались специалиста middle-уровня – это примерно соответствует уровню инженера II категории, который имеет стаж работы на реальном предприятии два-три года.

Всего по новым требованиям в ТПУ были разработаны три образовательные программы – «Программирование вычислительных систем», «Информационные технологии и интеллектуальный анализ данных» и «Промышленная разработка программного обеспечения». После их создания они были переданы на экспертизу. Ее проводила специальная организация, собранная Аналитическим центром при Правительстве РФ, и пул крупных ИТ-компаний. Среди них – «Атомик Софт», «Ростелеком», «Т-Банк», «Рубиус», Открытая мобильная платформа «Аврора», «Совкомбанк», «ВКонтакте», «Яндекс» и многие другие.

Настольные Игры 18 04 2024-79.jpg

«По требованиям экспертной комиссии мы дважды вносили уточнения и дважды защищали наши программы перед представителями индустрии. Только после этого они были утверждены в ТПУ. Все три программы по результатам итоговых оценок набрали 98-99 баллов из 100», — отмечает Александр Фадеев.

Были пересобраны и все профильные дисциплины – к процессу их формирования были привлечены специалисты ИТ-компаний, они же давали экспертное заключение. Так, у студентов появились занятия по изучению права в области информационных технологий, английский язык и электроника в ИТ-сфере, программирование в математике и физике.

А практика будет?

Да, ее на продвинутых программах стало значительно больше. Практические занятия внутри университета ведут действующие сотрудники ИТ-компаний, которые разбирают со студентами кейсы из своей работы. Кроме того, каждый студент должен в обязательном порядке пройти минимум одну стажировку в действующей компании и каждый год проходить практику в айти.

В качестве преподавателей мы пригласили огромное количество преподавателей из числа действующих сотрудников ИТ-компаний. Например, на дисциплину "Введение в ИТ" на каждую из 16 недель курса мы пригласили сотрудников компаний-индустриальных партнеров с интересными лекциями о современной разработке программного обеспечения, о рынке разработчиков и о тенденциях в информационных технологиях. По такому же принципу строятся занятия у старших курсов, но уже по углубленным темам, — добавляет Александр Фадеев.

У студентов топ-программ появилась обязательная дисциплина «Проектная деятельность». Это формат групповой проектной разработки продуктов – своеобразная эмуляция ИТ-компании, где студенты в течение полугода работают над реальным ИТ-продуктом по законам и принципам индустрии. В конце курса они представят разработки экспертам из числа представителей реального сектора экономики.

«В качестве проектов мы стараемся брать реальные заказы на разработку, а не вымышленные лабораторные работы», — говорит директор школы.

Как попасть на новые программы?

Набор студентов на продвинутые программы подготовки уже завершен. Всего заявки на них подали 228 политехников. Каждый из претендентов выполнял входное задание – за неделю создал собственный сайт и разместил на нем мотивационное письмо, портфолио достижений и видеоэссе.

Оценивали работы студентов преподаватели Инженерной школы информационных технологий и робототехники и представители индустриальных партнеров школы – вместе они выработали систему оценки в баллах. Кроме создания сайта все студенты проходили собеседование. Здесь их оценивали прежде всего по мотивации и желанию расти и развиваться. По итогам отбора на новые программы зачислили 112 студентов.

Image-1027.jpg

«Важно понимать, что топ-программы – это экспериментальный проект, в который могли попасть только отобранные студенты и только в текущем 2025 году. Проект будет длиться в течение всего периода обучения этих студентов и закончится, как только ребята выпустятся. Однако, наша задача не только обучить студентов одного потока. За это время мы выработаем совершенно новый подход к обучению специалистов в области информационных технологий, чтобы сохранить его на все последующие годы реализации наших образовательных программ. Другими словами, сделаем так, чтобы все наши программы были исключительно топ-уровня», — отмечает Фадеев.

Будут ли отличаться выпускники новых программ?

Все выпускники программ топ-уровня получат квалификацию middle-разработчика. Это позволит им при трудоустройстве сразу занять востребованные позиции и в ближайшей перспективе дорасти до руководителей групп и ведущих разработчиков.

Как правило, начинающий разработчик-выпускник вуза соответствует квалификационной категории junior. И только через пару лет работы в компании он дорастает до middle. Новые же программы за счет своей практикоориентированности и тесной работе с компаниями позволяют студенту еще в стенах вуза наработать хорошее портфолио из реальных рабочих проектов. Чтобы сразу после выпуска из вуза стать middle – основным звеном разработчиков, которые создают ощутимую ценность для продукта и бизнеса, — говорит директор школы.

Подробнее о топ-программах можно посмотреть на сайте.


Справка


На реализацию продвинутых образовательных программ в сфере информационных технологий ТПУ получил около 225 млн рублей.

Источник: Служба новостей ТПУ


© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика