ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ОТ ПРОБЛЕМ – К РЕШЕНИЯМ НА КОНФЕРЕНЦИИ В ТГПУ

17.02.2022

В рамках сессии «Технологии социальной интеграции несовершеннолетних правонарушителей» эксперты представляли способы и технологии профилактики отклоняющегося поведения детей разных возрастных категорий и разных социальных групп.

Доклад «Реабилитационные программы как технология интеграции подростков-правонарушителей в общество» представила социальный педагог МАОУ Школа «Эврика-Развитие», специалист по социальной работе АНО Ресурсный центр «Согласие» Власкина Анастасия Александровна. Существует несколько подходов к реагированию на отклоняющееся поведение, одним из которых является реабилитационный. Так, в Пермской области реализуется проект «На пути героя», который дает возможность детям и подросткам интегрироваться в нормальную социальную среду. В ходе обсуждения специалисты подчеркнули и особую специфику работы с детьми, содержащимися в специализированных учреждениях. Валынко Екатерина Юрьевна, социальный педагог ОГКСУВОУ открытого типа «Александровская школа-интернат», рассказала коллегам о профилактике девиантного поведения подростков в условиях учебного учреждения. Представили примеры на тему и специалисты Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Опытом реализации уникального педагогического проекта «Моя нация» в условиях воспитательной колонии поделилась Пономарёва Юлия Васильевна, директор ФКОУ СОШ УФСИН России по Томской области. Целью программы является формирование нравственных основ личности и основы национального самосознания у обучающихся через прививание любви к родному краю, развитие толерантности, уважения и дружбы между людьми разных национальностей, изучение этнических особенностей народов Российской Федерации. Воспитанники знакомятся с устным творчеством народов России, их национальными костюмами, блюдами, обычаями и традициями.

В докладе «Восстановительная программа по криминальным ситуациям как средство формирования ответственности у правонарушителей и профилактики рецидивности» Пучкина Юлия Александровна, доцент кафедры социальной работы НИ ТГУ, директор АНО Ресурсный центр «Согласие», рассказала коллегам об уровнях внедрения восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений. Самый простой из них – конфликтная ситуация. Как правило, это школьные конфликты, для решения которых не требуется так много усилий, как для других уровней – административных, уголовных правонарушений или отбывания наказаний.

Спикер Яковлева Наталья Федоровна, доцент кафедры педагогики и управления образованием КГПУ им. В.П. Астафьева, в своем выступлении «Подготовка педагога к профилактике радикального поведения молодежи в системе ДПО» обсудила с коллегами особенности экстремизма, терроризма и радикализма среди молодежи: деление людей на «своих и чужих», предубеждение против «чужих», дискриминация и другие.

На секции «Семья как ресурс социально-воспитательной и профилактической работы» эксперты в области психологии и педагогики говорили о том, что семья может сделать, чтобы предотвратить любые проявления отклоняющегося поведения детей.

С докладом «Замещающая семья как способ решения проблем социального сиротства» выступила Яковлева Анастасия Владимировна, консультант по опеке и попечительству управления социальной политики администрации Города Томска. Для приемных родителей создаются специальные клубы, где опекуны могут получить консультацию от специалиста-психолога и познакомиться с такими же новоиспеченными родителями, чтобы поделиться своим опытом.

О проекте «Дом – под зонтом» рассказала Булатова Раиса Рафаиловна, педагог-психолог МОУ СКОШ г. Стрежевой, как об инструменте гармонизации детско-родительских отношений учащихся с ОВЗ. Проект помогает специалистам сохранять и развивать внутрисемейные отношения.

Задорожная Ольга Вячеславовна, педагог-психолог ОГКУ Центр социальной помощи семье и детям «Огонёк», подняла проблему семьи как провоцирующего фактора девиантного поведения подростка:

«Сейчас мы не будем отрицать, что девиантное поведение – это комплекс факторов, куда входит и биологический блок (речевые нарушения, ЗРР, ЗПР, социопатии, резидуально-органические нарушения, акцентуации характера), помимо прочего, следом идет учебная неуспешность, трудности в социальной адаптации, но роль семьи нередко становится решающей для развития девиантного подростка».

Если в семье есть абьюзер, который подвергает эмоциональному насилию остальных членов семьи, девиантное поведение может быть неизбежным. Ребенок перенимает неправильную модель поведения и транслирует ее.

Колдаева Наталья Валерьевна, Азовцева Ирина Александровна, педагоги-психологи МАОУ Академлицей, отметили, как важна психологическая поддержка семьи в период кризисных ситуаций для ребенка. Педагог-психолог МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица» Мельгачева Юлия Николаевна представила слушателям доклад «Индивидуальная работа с семьей в направлении профилактики девиантного поведения детей». Роль службы медиации в работе школы с семьей легла в основу выступления Аввакумовой Ларисы Анатольевны, педагога-психолога, руководителя школьной службы примирения (медиации) МАОУ Школа «Перспектива».

Осипов Евгений Олегович, педагог-психолог МАОУ Школа «Эврика-Развитие», рассказал участникам секции о преимуществах восстановительного подхода в профилактике конфликтов и девиантного поведения на опыте работы Службы примирения школы. Специалист представил коллегам несколько реальных кейсов с конфликтными ситуациями среди школьников.

Об уникальном опыте практической социально-педагогической работы с семьями в Германии коллегам рассказала Лайс Светлана Леонидовна, педагогический сотрудник Службы помощи семье Баумхаус. В Германии также существуют специализированные службы, которые контролируют проявления девиации детей как в обществе, так и внутри семьи. Комитет по делам молодежи в составе специалистов-психологов оказывает помощь немецким семьям на территории всей страны. Существуют разные виды такой помощи: сопровождение общения детей с родителями, которые развелись, наставничество и помощь в комплексе и другие.

В ходе работы третьей секции «Успешные практики профилактической работы образовательных и социальных организаций» специалисты обменивались интересными и эффективными методическими разработками, которые принесли результат в профилактической работе с отклоняющимся поведением.

Вопрос о причинах нарушений поведения детей и подростков с умственной отсталостью в своем выступлении подняла Кривощекова Елена Вячеславовна, социальный педагог ОГКУ «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района» Томской области. О специфики профилактики дезадаптации в дошкольном возрасте посредством проведения кругов поддержки для ребенка с трудным проведением участникам рассказали Туганова Юлия Викторовна и Пучкина Юлия Александровна, специалисты МБДОУ «Детский сад N50» г. Северск.

Эксперт из Калининграда Круглик Виктория Владимировна, зав. учебной частью МБУ Спортивный комплекс «Янтарь», представила результаты профилактической работы с девиантным поведением младших школьников. Проект «Школа делового общения» МАОУ СФМЛ ЗАТО Северск, реализованный в рамках воспитательно-профилактической работы, презентовал Радюк Глеб Валерьевич, студент ИИЯМС ТГПУ. Необычная форма работы стала инструментом организации реабилитационного досуга детей и подростков «группы риска» в условиях межведомственного взаимодействия.

Файзуллина Ксения Александровна, педагог-психолог ФГБОУ ВО «Московский психолого-педагогический университет», представила свои исследования по изучению жизнестойкости у подростков группы риска. Феномен скулшутинга в современной России и проявление интереса к нему в подростковых сообществах в социальных сетях осветила Пучинкина Альбина Акрамовна, студентка НИ ТГУ:

«Сегодня феномен агрессивного поведения подростков в учебных заведениях особенно ярко представлен в США: именно там «зародилось» движение «колумбайнеров», именно Америка является лидером по количеству случаев скулшутинга. С 2009 по 2019 год в США произошло 288 нападений на образовательные организации с использованием огнестрельного оружия. В России также стремительно растет количество вооруженных нападений на образовательные учреждения».

Студентки ФПСО ТГПУ Щегловская Анна Александровна и Пальцева Анастасия Николаевна рассказали участникам конференции о роли молодежного наставничества в работе Службы примирения школы. Доклад «Профилактика девиантного поведения воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» представили Корягина Татьяна Николаевна и Стрелкова Елена Николаевна, сотрудники Центра.

О реализации профилактических мер по выявлению асоциальных явлений среди детей и молодежи в Санкт-Петербурге рассказал начальник учебно-методического центра СПбГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ» Костюковский Яков Викторович. Другие специалисты из Санкт-Петербурга – Скок Наталья Сергеевна, старший научный сотрудник, и Куликов Владимир Семенович, ведущий научный сотрудник НГУ им. П.Ф. Лесгафта, представили слушателям доклад «Возможности минимизации проявлений девиантного поведения школьников средствами физической культуры в контексте исследования человеческого капитала». Мерой профилактики для подростков в группе риска может быть и молодежный клуб на территории торгового центра. Этим опытом с коллегами поделилась Таловская Бэла Марковна, руководитель направления исследований и методических разработок БФ «Шалаш» города Москвы.

В конце второго дня участники конференции посетили открытую лекцию «Социально-психологические особенности современного поколения детей и подростков» Дудиной Елены Николаевны, доцента кафедры педагогики и психологии образования ФПСО ТГПУ, а также встречу киноклуба, на которой вместе обсудили «Повелитель мух». Завтра, 18 февраля, участников научного события ждет через мастер-классов и тренингов от ведущих экспертов по теме конференции.

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика