СТУДЕНТЫ ИФФ РАЗРАБОТАЛИ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ «ДИСАБИЛИТИ»

08.06.2022

Буллинг – систематическая агрессивная травля группой лиц человека, который по их мнению отличается от установленных обществом поведенческих или внешних данных. Это одна из самых распространенных проблем современного общества, зафиксированная в том числе и в сетевом пространстве. В статистике, приведенной Членом координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Еленой Ивановной Суторминой, сообщается:

«Показатели третьего квартала 2021 года на 43% выше суммарного количества эпизодов онлайн-травли, выявленных за весь 2020 год».

Для профилактики буллинга среди подростков и молодежи студенты историко-филологического факультета ТГПУ Евгения Дементьева и Юлия Ранцева разработали просветительский квестовый проект «Дисабилити». Работали будущие педагоги под руководством доцента кафедры русской литературы ТГПУ Марины Леонидовны Левченко в рамках дисциплины «Методика обучения литературе».

Идея реализации проекта связана не только с актуальностью проблемы буллинга среди молодежи, но и с профессиональной потребностью студентов Томского педагогического университета: так как сегодня практически в каждой школе Томска и Томской области обучаются дети с ОВЗ, будущему учителю для организации эффективной работы необходимо владеть соответствующими компетенциями, иметь представление о специфике нормативных документов, регулирующих образовательный процесс, и обладать умением обеспечить комфортную учебную среду для каждого ученика.

«Первое и, мне кажется, самое важное, чем мы можем помочь как студенты, – привлечь общественное внимание к проблеме «особенных» людей, – говорит одна из разработчиков проекта Евгения Дементьева. – В свете новой инклюзивной формы обучения, вводимой в российских школах, эта проблема кажется еще более животрепещущей и актуальной, потому как хотя бы из показателей ответов участников квеста следует, что буллинг обучающихся с различными видами нарушений очень распространен».

В качестве пилотного варианта квест был проведен для первокурсников ИФФ, которые смогли расширить свои знания о проблемах людей с ОВЗ, в том числе социальных. Игра состояла из нескольких станций: решение кейсов, кроссвордов, вопросов Джеффа; изучение языка жестов; работа с текстом; рефлексия по фильму и мозговой штурм. Финальным этапом стало создание скетч-страницы «Дисабилити».

s08 1 1Кейсы были представлены ситуациями, в которых людям с ОВЗ может понадобиться помощь посторонних. Например: «Вы увидели человека в инвалидной коляске, который из-за высокого бордюра не может перейти дорогу по пешеходному переходу, каковы будут ваши действия?». По задумке организаторов, они нацелены на проверку студентов на пример этики. Подобные задачи, как говорит Евгения, студенты решали довольно быстро. Станция с кроссвордами включала различные вопросы на сообразительность: назвать загаданные нарушения здоровья, дать ответы о правилах поведения с людьми с разными видами ограничений. Вопросы Джеффа задавали разные провокационные ситуации, например: я разделяю людей с ОВЗ и здоровых. Студентам необходимо было ответить «Да», «Нет», «Не знаю» и аргументировать выбранную позицию. Две станции «Рефлексия по фильму» и «Работа с текстом» преследовали одну и ту же цель – проверку умения анализировать и понимать. В качестве материала были выбраны отрывок из фильма «Моя левая нога», стихотворение С. Козлова «Буллинг», произведения «Класс коррекции» Е. Мурашовой, «Я не тормоз» Н. Дашевской, «Зефирный Жора» Т. Шипулиной, фильмы «1+1» и «Виноваты звезды», где главными героями являются люди с ОВЗ. Участники проекта рассуждали о показанных проблемах, фиксировали, как буллинг сказывается на личностях людей, а также рассказывали истории, свидетелями которых они являлись, когда были школьниками.

Особо интересным студенты отметили изучение языка жестов. На практике ребята не только учились искусству жестикуляции, но и пробовали поговорить друг с другом и даже спели несколько песен. Заключительным штрихом, закрепляющим пройденный материал, стало создание скетч-страницы по теме проекта. Студенты проявили недюжинную креативность и заложили в свои произведения идеи по интеграции людей с ОВЗ в социум.

«Привить людям понимание того, что с людьми с ОВЗ необходимо общаться на равных и относиться к ним с уважением, – очень непростой процесс, но именно неравнодушный педагог, который владеет соответствующими знаниями и компетенциями, способен стать медиатором таких конфликтов, «буфером» процесса буллинга, – говорит научный руководитель проекта Марина Леонидовна Левченко. – Конечно, реальная школьная жизнь порой оказывается далека от шаблонов и схем, но задача наших студентов, а в будущем учителей состоит в том, чтобы обеспечить таким ребятам доступную среду и комфортное обучение».

В процессе прохождения квеста первокурсники проявили свою начитанность и насмотренность по теме, показали человечность, чуткость и развитый эмоциональный интеллект, дали понять, что современная молодежь готова обсуждать этот социально важный вопрос. Кроме теории, у студентов Томского Педагогического есть уникальная возможность применять полученные знания на практике, например, через участие в деятельности Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения», который сотрудничает с организацией для ментальных инвалидов «Ресурс+», Фондом Алёны Петровой и другими специализированными учреждениями, а также на базе вуза реализует проекты для детей и взрослых с ОВЗ («Дети одного солнца» и др.).

По итогу работы над проектом студентами ИФФ были созданы методические брошюры и чек-листы, которые могут служить рабочим подспорьем будущим педагогам, а разработанный и апробированный квест уже можно вводить в работу по социальному воспитанию школьников.

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика