«ТОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПИОНЕРСКИЙ ШТАБ БЫЛ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ НАСТОЯЩЕЙ КУЗНИЦЕЙ ПИОНЕРСКИХ ЛИДЕРОВ»

19.05.2023

В 2011 году я защитил диссертацию, в которой упомянул некоторые факты, касающиеся деятельности Томского городского пионерского штаба. Кроме того, в работе этой пионерской структуры принимала участие моя мама, которая много рассказывала о штабе, его руководителе и основателе Олеге Олеговиче Пирожкове. Почти сразу мне стало очевидно, что О.О. Пирожков – это незаурядная личность и выдающийся педагог. Я, как и профессор М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО, считаю, что в долгосрочном плане для педагогики интересны неординарные региональные педагогические практики. Деятельность Томского городского пионерского штаба является одной из таких, поэтому идея о проведении исследования и написании книги со временем окрепла и была реализована.

0
1
2

Как строилась работа над книгой «Педагогика вожатого Пирожкова»?

Работа над книгой проходила в течение двух лет. Я изучал архивные материалы, брал интервью у штабистов, которые знали лично О.О. Пирожкова, анализировал источники личного происхождения. Так, крайне ценными оказались записные книжки Олега Олеговича, которые позволили сформировать представление о его личных и профессиональных качествах. Также применялся метод инициативного документирования – когда еще есть живые свидетели, исследователи могут расспросить у людей, сверить их воспоминания. В некоторых случаях это было сделано своевременно. Например, интервью для книги дала Лариса Александровна Беляева, заведовавшая кафедрой общей педагогики и психологии ТГПУ. Через некоторое время после выхода книги ее, к величайшему сожалению, не стало.

В чем особенность томского пионерского штаба по сравнению с другими организациями схожего профиля, которые существовали в то же время?

Томский штаб, основанный в 1969 году, совершенно не напоминал пионерские отряды, которые существовали на базе школ. Деятельность школьных отрядов в основном была заформализирована и сводилась к борьбе за успеваемость, проведению стандартных, из года в год повторявшихся мероприятий. Поэтому многие старшие подростки вполне обоснованно относились к пионерским делам пренебрежительно. Чаще всего в пионерском активе были «послушные девочки», а мальчики игнорировали внешние установки, в разработке которых они не участвовали. Негативно оценивая данную ситуацию, Олег Олегович пришел к выводу, что только инициативные, творческие и умеющие повести за собой активисты могут оживить привычную деятельность массовой пионерии города. Что касается сравнений, то «старшим братом» томского штаба был один из ярких городских пионерских штабов – штаб Куйбышевского района г. Москва (сегодня – разновозрастный отряд «Надежда», руководитель Е.Б. Штейнберг). При этом Олег Олегович, воодушевленный опытом Е.Б. Штейнберга, создал отнюдь не копию московского штаба, а свою вполне самобытную детскую организацию. Если в московский штаб мог прийти любой подросток, то Пирожков сознательно делал ставку на лидеров.

3
4
5

Каким образом Олегу Олеговичу удавалось привлекать в штаб подростков с лидерским потенциалом?

Разными способами. Так, штабисты ходили на различные городские и школьные мероприятия, «присматривали» подходящих подростков, приглашали к себе в коллектив. Все члены штаба со временем становились активистами, то есть штабной коллектив достигал высшей стадии развития по классификации А.С. Макаренко. Усилиями Олега Олеговича штаб с момента возникновения позиционировался в городе как престижная детская организация.

В чем уникальность педагогики вожатого Пирожкова?

Штабисты официально считались проводниками идей штаба в своих школах, и поэтому лидерская позиция вскоре становилась для них естественной. В свою очередь, кандидатам – потенциальным штабистам – «испытательный срок» позволял либо укрепить свою пригодность к активной организаторской и творческой работе, либо безболезненно отказаться от нее. Иными словами, каждый подросток, пришедший в штаб, сразу попадал в такие условия, в которых он становился настоящим лидером, хотя, разумеется, некоторые дети уходили из коллектива, просто не выдержав нагрузки.

Если говорить об уникальности педагогики вожатого Пирожкова, то нужно отметить, что Олег Олегович давал задания, которые штабисты должны были выполнить самостоятельно. Например, подыскать в одной из заброшенных деревень подходящий дом для празднования Нового года. И ребята выполняли такие задания. Постоянно придумывались новые «операции», которые сегодня назывались бы проектами, органично и рационально изменялись организационная структура и система самоуправления в штабе, причем новшества вносили сами подростки. Штаб был территорией пионерских инноваций.

Томский городской пионерский штаб, созданный О.О. Пирожковым, был на протяжении многих лет настоящей кузницей пионерских лидеров. Он создал систему подготовки эффективных лидеров, а его выпускники сыграли заметную роль в развитии томского образования. Например, О.В. Васильева, выпускница штаба (1974), впоследствии руководила Департаментом образования администрации города Томска, Б.В. Чернов, выпускник 1985 года, возглавлял «Хобби-центр», а В.Н. Кочергин занимает должность ответственного секретаря Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО).

Таким образом, принципы, заложенные Олегом Олеговичем в деятельности штаба, не исчезли после его смерти в 1978 году. Штаб пережил четырех руководителей и позднее, уже на волне перестройки, на основе штабного коллектива возникли инновационное внешкольное учреждение и детская организация «Томский Хобби-центр».

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика