Ученые ТПУ провели во Франции серию экспериментов с эмульгированным биотопливом

18.10.2019

Коллектив Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ под руководством профессора Павла Стрижака уже много лет занимается исследованиями в области применения в теплоэнергетике композиционных органоводоугольных и эмульгированных топлив, приготовленных, например, из отходов углеобогащения и нефтепереработки, растительных компонентов, твердых бытовых отходов. Ученые разрабатывают новые компонентные составы и более эффективные подходы к их зажиганию. Инициирование горения композиционных топлив — одна из главных проблем в энергетике, так как в составе топлива содержится вода, которая существенно повышает инерционность процессов инициирования горения. В ТПУ разработано несколько способов интенсификации этих процессов. В частности, ученые предлагают измельчать капли топлив за счет эффектов микро-взрывного диспергирования.

В свою очередь, ученые Университета Нанта работают с биотопливом. Они также ищут оптимальные составы, наиболее эффективные способы и режимы его зажигания. Органоводоугольное топливо из отходов и биотопливные эмульсии с активным вовлечением растительных компонентов принято относить к альтернативным видам топлив в сравнении с традиционными.

«С учеными из Университета Нанта мы познакомились на симпозиуме по горению почти три года назад. В прошлом году мы получили приглашение для чтения лекции и выступления на организованном ими научном семинаре в лаборатории термодинамики Университета Нанта. После прочтения лекции и обсуждения результатов наших исследований в их лаборатории мы установили прочные связи. В этом году они пригласили на работу в течение двух недель в лаборатории для проведения совместных экспериментальных исследований. Во французском университете выделяют средства для приглашения иностранных исследователей: от пяти до восьми ученых в год. Мы попали в их число в этом году.

Как и в случае с нашими топливами, им интересен микровзрывной распад как подход к вторичному измельчению капель топлив. Его применение позволяет существенно повысить скорость горения и полноту выгорания топлива. Это влияет на уменьшение выбросов в атмосферу.

При этом уже давно обосновано, что затраты на реализацию такого подхода не превышают 1% от получаемой при сжигании топлива энергии, — отмечает профессор Павел Стрижак. — Коллегам интересны наши наработки в области микровзрывного распада, потому что мы уже много лет активно работаем в этой области. При этом у них мощная база регистрационной аппаратуры и специализированных красителей для оптической регистрации, в которых заинтересованы мы со своей стороны. В частности, они применяют метод 2ColorLIF, а мы — Laser Induced Phosphorescence — для определения критических условий распада капель при их нагреве. Наше сотрудничество продолжается уже 2,5 года. Мы обмениваемся данными и опубликовали несколько совместных статей в международных журналах Fuel, International Communications in Heat and Mass Transfer, Energies. Теперь появилась возможность провести совместно эксперименты, которые помогут в развитии работы. Надеюсь, мы сможем организовать их приезд к нам для проведения экспериментов в ТПУ».

В течение двух недель томские ученые проводили эксперименты с биотопливными эмульсиями, приготовленными французскими коллегами. В итоге они определили режимы, при которых достигается максимальная площадь поверхности испарения и выгорания топлива. Таким образом, установлены условия, при которых можно существенно увеличить скорости тепловыделения при горении топлива.

«Капли топлива измельчаются при микровзрыве и образуется облако мелких капель. Размеры последних в несколько раз, а иногда и на порядок (в зависимости от вязкости, плотности и поверхностного натяжения топлива) ниже, чем у исходных капель. И мы определили режимы, при которых образуется аэрозольное облако с минимальными размерами капель — соответственно, с максимальной площадью поверхности жидкости. Такой подход позволяет увеличить мощность установки, в которой сжигается топливо. Основные приложения: энергетика и автомобильные двигатели», — поясняет Павел Стрижак.

Добавим, научный коллектив из двух университетов подготовил и направил заявку на грантовый конкурс, который совместно проводят Российский фонд фундаментальных исследований и Национальный центр научных исследований Франции, на поддержку совместной научной работы.

Источник: Служба новостей ТПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика