Ученые: знание китайского языка влияет на пространственные способности

20.02.2019

В состав авторов наряду с представителями ТГУ вошли сотрудники лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» образовательного центра «Сириус» (Сочи) и другие ученые из России, Китая и Великобритании.

Пространственные способности, в широком смысле, понимаются учеными как некоторый когнитивный процесс, который позволяет человеку оперировать визуальной информацией или ориентироваться в пространстве. Несмотря на огромное количество исследований по этой теме, остается непонятным, является ли этот когнитивный процесс способностью или способностями. Предыдущие исследования на базе проекта «Раннее развитие близнецов» (Великобритания) показали, что, скорее всего, пространственные способности являются проявлением какого-то одного когнитивного процесса. Однако структура пространственных способностей в других популяциях еще не исследовалась.

– В исследованиях всегда интересны культурные различия – они позволяют попытаться понять, почему такие различия существуют, исследовать механизмы разных когнитивных процессов. Есть еще много неисследованных популяций в этом контексте. В данном проекте исследовались различия между китайскими и российскими студентами, тем более у нас есть очень хорошие партнеры в Китае, – объясняет Максим Лиханов, научный сотрудник лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» ОЦ «Сириус» и ТГУ.

В представленном исследовании поучаствовали 921 студент из России и 229 студентов из Китая. В качестве заданий на пространственные способности использовались задачи на 2D- и 3D-визуализацию, мысленное вращение объектов, пространственное моделирование, пространственные связи объектов, ориентацию в пространстве, а также скорость и гибкость в решении пространственных задач.

Исследование показало, что структура пространственных способностей различается у участников из России и Китая. У российских студентов результаты повторили предыдущие исследования: пространственные способности являются, скорее всего, одним процессом. Однако данные китайской выборки показали, что пространственные способности распадаются на две части: пространственную и вербальную.

– Мы думаем, это связано с вербальными способностями – в силу особенностей китайского языка, – рассказывает Максим Лиханов. – Ведь написать иероглиф – это пространственная задача. Можно собрать его из черточек, можно сделать из нескольких иероглифов. Вербальный фактор здесь проявился в задаче на определение формы сечения и на механическое мышление.

Так, в задаче на сечение студентам давали рисунок 3D-объекта, который в одном месте разрезан. Им нужно было определить форму этого разреза, перенесенного на плоскость, и в какой-то степени собрать сложную деталь из простых. При выполнении другой задачи – на механическое мышление – участнику нужно было представить систему шестеренок, одна из которых крутится в заданном направлении, и понять, в какую сторону будут вращаться вторая и третья.

– Это задание (о системе шестеренок) требовало чтения инструкции, и успешность его выполнения, по нашему мнению, была очень сильно связана с вербальными способностями, – добавляет Лиханов. – Необходимо отметить тот факт, что китайские студенты демонстрировали более высокие результаты в этих двух заданиях и в задаче на правильную сборку фигуры из частей по инструкции. А российские студенты показали лучшие результаты в пространственном планировании и задачах на определение перспективы.

Эти различия обсуждаются в контексте кросс-культурных особенностей в образовательных программах Китая и России, однако требуют дальнейших масштабных исследований с использованием данных об уровне интеллекта, вербальных способностей и академической успешности участников из разных стран.

Источник: Новости ТГУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика