Учёные сравнили уровень химэлементов в оленине в 5 арктических странах

01.03.2022

В ходе исследований научная группа провела обобщение данных о химическом составе мяса северного оленя Rangifer tarandus из литературных источников, представленных в базах Scopus, PubMed, Embase, CrossRef, Medline, Cochrane library, eLibrary и CyberLeninka. Всего было проверено 3310 записей, опубликованных с начала 1980-го по декабрь 2021 года. Было найдено 34 релевантных исследования, проведенных в России, Норвегии, США, Канаде и Финляндии. Самое большое количество проб изучено для России (ЯНАО, Красноярский край (Таймыр), Дальний Восток, Коми, Мурманская область) и США.

При этом самое большое в мире поголовье домашних северных оленей находится в России (1620,8 тыс. оленей в 2021 г.). Наиболее многочисленные популяции диких северных оленей обитают в Красноярском крае, Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутия), а одомашненные северные олени — в ЯНАО.

Как отмечают авторы, именно уникальный микро- и макроэлементный состав оленины способствует поддержанию здоровья коренного населения в сложнейших климатических условиях Арктики и позволяет жителям легче переносить холодовой стресс. Так, по утверждению учёных, высокое содержание железа и цинка в оленине повышает выносливость организма, антиоксидантную защиту от свободных радикалов и помогает предотвратить хронические неинфекционные заболевания. Рацион, обогащенный олениной, значительно повышает атерогенную фракцию липидов крови, предотвращает избыточную массу тела, атеросклероз и болезни сердца.

Главным предметом исследования стал уровень железа, магния, фосфора, кальция, калия, натрия, цинка. Согласно данным мета-анализа наибольшее содержание железа отмечается в мясе северного оленя на Таймыре (18,2 мг/100 г) и в Якутии (15,2 мг/100 г), самые низкие показатели у животных в Норвегии (2,9 мг/100 г) и на Дальнем Востоке (2,9 мг/100 г). Содержание цинка в наибольших концентрациях отмечено в оленине у особей с полуострова Таймыр (10,1 мг/100 г) и из Норвегии (4,8 мг/100 г), в то время как в других исследованных регионах уровень колеблется в пределах 2,2–4,1 мг/100 г.

Максимальные показатели калия выявлены при анализе оленины с Таймыра (465 мг/100 г) и из Канады (451 мг/100 г), самые невысокие – из Мурманской области (225 мг/100 г) и Норвегии (290 мг/100 г). По содержанию фосфора лидируют Якутия (266,7 мг/100 г), ЯНАО (250 мг/100 г), высокие значения отмечены в Финляндии (230 мг/100 г) и на Аляске (230 мг/100 г), самое низкое содержание – в образцах с Таймыра (71 мг/100 г).

Стоит отметить, что оленина с Таймыра оказалась лидером по концентрации шести элементов из семи изученных в пробах и аутсайдером по одному. Полная таблица данных представлена в статье, вышедшей в журнале Sustainability (Q2).

– Мета-анализ расширил наши знания о составе мяса северного оленя в разных арктических регионах, – рассказывает одна из авторов статьи, координатор сети SecNet ТГУ, занимающейся изучением Сибири и Арктики, Ольга Шадуйко. – Различное содержание макро- и микроэлементов в арктических регионах можно объяснить ​​экосистемами и антропогенными факторами. Например, более высокая концентрация магния, кальция, калия и натрия в арктических регионах с суровым климатом может быть следствием более длительного периода питания лишайниками и мхами, в которых концентрация микроэлементов выше, чем в зеленых растениях.

Повышенные концентрации железа на Таймыре, в Республике Якутия и Канаде, вероятно, связаны с региональными особенностями накопления железа в закисленных почвах и высоким содержанием этого микроэлемента в поверхностных водах указанных арктических районов. Высокое содержание цинка на Таймыре, в Республике Коми и Норвегии может быть связано с антропогенными факторами – загрязнением в процессе добычи и переработки полиметаллических руд, содержащих цинк.

Результаты мета-анализа, проведённого международной группой исследователей, подтвердили высокую экологичность и экономическую ценность оленины. Уникальные питательные свойства необходимо учитывать при разработке политики в области питания в арктических регионах. Это могло бы значительно улучшить как здоровье населения, так и экономическое положение коренных народов, для которых одним из главных традиционных способов хозяйствования и получением средств к существованию является оленеводство. Ранее теме питания коренных народов эта научная группа посвятила другую статью, связанную с изменением рациона северных народов и влиянии этого на их здоровье.

Добавим, что в условиях глобальной трансформации климата оленеводы Арктики всё чаще сталкиваются с трудностями, в частности, с недостатком корма для оленей в виде привычной для них растительности. Именно в Арктической зоне, чутко реагирующей на потепление, сейчас происходят самые динамичные изменения окружающей среды, в том числе появление нетипичной флоры, замещающей аборигенные виды.

Изучение этой трансформации, в том числе ее экономических и социальных аспектов, является одним из главных научных направлений, которое ТГУ развивает вместе с партнёрами по консорциуму «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни» при поддержке государственной программы «Приоритет 2030».

Источник: Новости ТГУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика