В ТГПУ ЭКСПЕРТЫ ИЗ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И МОНГОЛИИ ОБСУДИЛИ ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

12.12.2022

Открыла пленарное заседание проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева:

«Тема конференции, несомненно, важна и актуальна и, конечно, сложна для научных измерений. Вопрос о том, как измерить качество воспитания, какие инструменты использовать, обсуждается на многих площадках. На нашей конференции представлена широкая география, заявлены самые разные векторы для обсуждения. Участники представят совершенно конкретные проекты, приемы, методы решения проблемы».

Первое выступление на тему «Педагог, ребенок, родители – Бермудский треугольник или…?» представила профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА ТГПУ Светлана Ивановна Поздеева.

Спикер аргументировала выбор названия своего выступления тем, что педагогический Бермудский треугольник – это сфера взаимодействия педагогов, детей и родителей, где выстраиваются сложные связи и отношения, в которых ценные и важные для нравственного воспитания вещи порой выпускаются, исчезают, и только педагог может удержать все линии взаимодействия и не дать им распасться. 

С.И. Поздеева обозначила барьеры нравственного воспитания детей в семье: чрезмерный акцент на безопасности и благополучии ребенка, приводящий к постоянному страху за свою жизнь и невозможности адаптироваться к жизни; недооценка развития самостоятельности детей, что впоследствии при взрослении приводит к неумелости и беспомощности; гиперопека и выполнение обязанностей родителем за ребенка; запугивание ребенка по отношению к взрослой самостоятельной жизни, влияющие на самореализацию в зрелом возрасте; недостаток связи цели воспитания с нравственными ценностями, сказывающийся на наличии у подрастающего человека таких качеств, как трудолюбие, порядочность и отзывчивость; отсутствие соучастия со стороны родителей в воспитательном процессе в образовательных организациях. 

«На мой взгляд, для эффективного процесса воспитания и организации совместной деятельности семьи важно делать акцент на педагогизации деятельности родителей и их умений взаимодействовать с ребенком, – говорит Светлана Ивановна. – Таким образом педагоги формируют компетентностное родительство и направляют в нужное русло воспитательного процесса».

Следующим выступающим стала доцент, зав. кафедрой социальной работы Смоленского государственного университета Светлана Олеговна Авчинникова с докладом «Креативные техники в социально-педагогическом взаимодействии с семьями несовершеннолетних».

К креативным техникам взаимодействия, основными принципами которых являются диалогичность, гибкость, творческая активность и вовлеченность, относятся форматы смены места, изменения ролей участников и отказ от привычных сценариев. Это совокупность методов и видов деятельности, связанных с актуализацией творческого потенциала как родителя, так и ребенка, а также с созданием условий для саморазвития. Такой подход оказывает положительное влияние на процесс объединения педагога и родителя, развивает детское мышление и оставляет позитивные ассоциации, связанные с воспитательным процессом. 

«Креативные технологии – это альтернатива привычным, нередко скучным мероприятиям, в которых родители участвуют по инерции. Так, привычное родительское собрание можно для раскрепощения и соучастия провести в приятной, неформальной обстановке, – говорит С.О. Авчинникова. – Суть применения этих технологий заключается в объединении педагога и родителей для открытого диалога и продуктивного совместного решения имеющихся вопросов».

К формам творческой деятельности относятся музыкально-сценические, презентационно-изобразительные и игровые. Их использование позволяет корректировать нарушения поведения у ребенка, повысить сплоченность семьи, преодолеть эмоциональное отвержение и сформировать точную карту воспитательного потенциала семьи. 

Вопросы диагностики интегративных качеств личности старшего дошкольника с коллегами обсудили доцент кафедры дефектологии ТГПУ, руководитель Службы «Центр поддержки семьи» Евгения Владимировна Дергачёва и ассоциированный профессор кафедры педагогики и методики начального обучения Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова Наталья Николаевна Радченко.

Интегративное качество – системное образование, которое формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования и является показателем личностной, интеллектуальной и физической сфер развития ребенка. Эксперты обозначили, что федеральными государственными требованиями определены такие интегративные качества ребенка, как физически развитый, любознательный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения, способный управлять своим поведением и решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления о себе, овладевший необходимыми умениями и навыками. 

Для исследования качеств используются такие методы, как проективные тесты, тест конфликтов, диагностические задания, методики «складывание картинок из частей», «нахождение недостающих деталей», графический диктант и ориентационный тест Керна. Так специалист может своевременно выявить степень сформированности интегративных качеств у ребенка и при воспитательном и обучающем процессах сделать нужный акцент.

Завершив пленарный диалог, участники присоединились к работе круглых столов «Особенности использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в предшкольном и начальном образовании», «Полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов) как условие нравственного воспитания старшего дошкольника», «Содержание и технологическое обеспечение основ нравственного развития ребенка в условиях предшкольного и начального общего образования», «Направления сотрудничества с семьей в условиях модернизации дошкольного и начального образования».

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика