ВИЗУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ – В ПРАКТИКЕ ТЭФ ТГПУ

16.01.2023

Преподаватели кафедры экономики и предпринимательства ТЭФ ТГПУ в течение семестра работали над освоением новой педагогической реалии, которую в силу важности и значимости последних социально-экономических и политических процессов назвали «визуальная педагогическая коммуникация».  

«Сегодня абсолютно понятно, что с информацией надо работать в принципиально иных форматах. Должны быть разработаны и представлены тематические модули, которые отвечают современной реальности, например технологии визуализации в контексте цифровой экономической безопасности, в визуальных инсталляциях современных СМИ, воздействие визуальной информации на финансово осознанное поведение, – говорит О.В. Санфирова. – Кафедра позиционирует инновационные подходы, приемы и методы. С прошлого года вопрос визуальной педагогической компоненты был неоднократно заявлен, также подробно рассмотрен модуль «Визуализация и цифровизация в педагогическом процессе».

Продолжая работу в этом направлении, педагог и студенты посетили экскурсию в ООО «Универсальные Терминал Системы», завершившую теоретико-экспериментальный курс «Технологии визуализации научного исследования». В ней приняли участие обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры ТЭФ. Последние в процессе знакомства с современным интерактивным оборудованием в сфере образования и при поддержке О.В. Санфировой смогли сформулировать проектную часть, увязать материал с темами магистерских диссертаций разных профилей подготовки. 

Магистранты, прослушав теоретические основы курса и отработав практические навыки, отметили, что полученный материал может быть задействован при написании магистерской работы в трендовом и эффективном ракурсе. Особое внимание они обратили на ряд цифровых и визуальных локаций, например интерактивную песочницу – программно-аппаратный комплекс, позволяющий проецировать на поверхность песка динамичное изображение. При взаимодействии людей с песком датчик глубины считывает изменения рельефа и изображение изменяется в соответствии с правилами игрового или обучающего режима. Интерактивный пол – это программно-аппаратный комплекс, который превращает обычный пол в интерактивный развивающий инструмент, развлекая, он развивает и обучает. Проектор выводит на пол мультимедийный контент, при взаимодействии с которым датчик глубины отслеживает положение игроков и распознает их движения. Компьютер обновляет интерактивное изображение в зависимости от действий участников. Интерактивная панель оснащена всеми необходимыми разъемами, встроенной звуковой системой и функцией определения множественных касаний, нацелена на раскрытие потенциала каждого из учащихся и создает все условия для эффективной организации образовательного процесса. 

В комплекте идет набор обучающих программ, открывающий возможности для проведения увлекательных занятий с детьми младшего школьного возраста. Также был представлен интерактивный стол, созданный, чтобы занять, развлечь и помочь развитию ребенка. Он в интересной игровой форме позволяет разнообразить процесс обучения детей дошкольного возраста. Программное обеспечение детского сенсорного стола помогает в развитии памяти, слуха, моторики, зрительного восприятия, логического мышления и многих других навыков. Он поддерживает функцию мультитач (множественных касаний): от 2 до 40 одновременных касаний. Благодаря ей одновременно взаимодействовать с оборудованием могут сразу несколько детей. Групповые занятия способствуют ускоренной социализации.

«Как заведующий кафедрой, я постоянно требую от сотрудников идти в ногу со временем, соответствовать запросам образовательного рынка, социальным запросам социума. Мне необходимо так перенаправить весь педагогический процесс, чтобы соблюсти формат ФГОС на всех уровнях, в том числе подчинить инноватике все технологические блоки и совместить это с ценностно-смысловыми доминантами вопросов образования и воспитания, – говорит доцент ТЭФ Анастасия Игоревна Копытова. – Кроме того, необходимо осуществлять непрерывность процесса взаимодействия «школа – вуз» в любой практической педагогической деятельности. Всем этим аспектам было посвящено интерактивное мероприятие».

Каждый обучающийся зафиксировал необходимую информацию, способную помочь в дальнейшем исследовании. Так, Людмила Рольгейзер, которая работает над проектом по осознаваемому чтению, отметила, что подобные встречи с коллегами кафедры не просто помогают определиться с инноватикой проекта, а мотивируют посмотреть на сложнейшие адаптивные педагогические процессы под совершенно новым углом. 

«Я практически сложила диссертационную работу, надеюсь, на инновационно высоком уровне! А также пообщалась с коллегами, которые работают над принципиально иными темами. Это расширяет кругозор, помогает понять реальность, в которой мне предстоит работать. Я смогла выступить и опробовать основные компоненты темы, послушать мнение экспертов, задать множество вопросов гидам данной локации», – рассказала магистрантка. 

Также Людмила отметила, что у современного поколения сформировался отличный от всех предыдущих базисный канал восприятия – в исключительной мере визуальный. Дети сегодня видят, слышат, анализируют, чувствуют, рефлексируют совершенно по-другому. Это является началом той проблемной зоны, в которой находится современная школа. Для результативного обучения нужны новые методические и технологические формы, а школа должна менять подходы в соответствии с запросом социума. Поэтому цель магистерской работы – рассмотреть визуальные приемы эффективного обучения детей смысловому чтению и подготовить их к сложному когнитивному маршруту

В практической части встречи студенты работали с потенциальными воспитанниками – учениками гимназии №51, которых курирует и регулярно направляет на мероприятия ТГПУ педагог-новатор Галина Алексеевна Кузина. В ходе диалога обучающиеся представили школьникам свои тематические наработки, провели с ними педагогический эксперимент, предлагая небольшие задачи по финансовой грамотности и отслеживая с помощью вопросов скорость их усвоения в контексте новых технологий, разрабатывая проекты к данной локации и проверяя их. Студенты прокачали способность проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований, осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий. В итоге будущие специалисты на практике смогли определить место, роль и значимость визуальных коммуникаций в раскрытии тематических модулей, а лицеисты опробовали на себе современные методы обучения. 

Как констатировала А.И. Копытова, поведенческая экономика, конструктивные финансовые маршруты субъектов образования, визуальные коммуникации онлайн и офлайн-пространства – это не просто учебные вопросы, это факторы национальной безопасности, предвидение и расшифровка визуального массива информации, расстановка экономических аспектов и, что главное, осознание себя в этом мире. 

«Визуальные коммуникативные педагогические технологии – кредо современного педагога. Это становится понятно обучающимся только тогда, когда идет комплексная рефлексия на всех уровнях, включая не только когнитивный, но и ментальный, – отметила профессор ТЭФ Ольга Тимофеевна Лойко. – Магистранты с огромной благодарностью отнеслись к подобным нововведениям, а курс «Технологии визуализации научного исследования» сочли необходимым и инновационным, что подтвердил проведенный опрос: 93% опрошенных отметили важность и значимость подобных инновационных курсов». 

В планах кафедры – выиграть грант на закупку аналогичного оборудования для использования его в вузе, а также работа над проектом «Финансовая грамотность в искусственной цифровой среде», где вопросы программирования инновационной интерактивной методики обучения должны лечь в основу нового визуального курса по функциональной финансовой грамотности. 

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика