ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ДЕТСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ: ВОЗМОЖНОСТИ ТГПУ ДЛЯ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

17.01.2023

Множество вещей, которыми люди пользуются в повседневной жизни, – пластиковые пакеты, антенны, ласты, калькулятор, водные лыжи, шрифт Брайля, снегоход, мобильный аккумулятор и прочее – это плоды богатого воображения юных первооткрывателей. Смелые и ценные для человечества идеи дети генерируют благодаря тому, что в силу возраста их мышление не имеет определенных рамок. 

«Детские изобретения облегчают жизнь там, где взрослые уже не замечают нужность изменений или привыкли к тому, что уже есть, – считает доктор педагогических наук, директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ Михаил Александрович Червонный.  – Изобретения рождаются благодаря еще не утраченному детскому и подростковому дивергентному мышлению, которому свойственно придумывать много разных решений для одной и той же ситуации или несколько применений для одного и того же предмета. Хорошо известен опыт по применению скрепки: дети придумали в сто раз больше решений, чем взрослые. Взрослые с возрастом перестают так широко мыслить».

Специалисты считают, что увлеченность получением новых знаний, которые впоследствии могут послужить базой для изобретения чего-то нового, необходимо поощрять и развивать. Важно также помочь ребенку, у которого созрела идея, привести ее к реализации, достигнуть практического отражения самого смелого замысла.

В том числе для этих целей в 2021-2022 гг. в Томском педагогическом университете при поддержке Министерства просвещения РФ созданы две площадки, где юные ученые в команде с педагогами и студентами могут получить знания не только теоретического, но и практического характера. Одной из них является Технопарк универсальных педагогических компетенций, который на регулярной основе предоставляет желающим возможность познакомиться с новейшим высокотехнологическим оборудованием, способным стать помощником в совершении открытий. 

Сотрудники и студенты ТГПУ реализуют для детей мероприятия с использованием оборудования Технопарка по робототехнике или на стыке нескольких наук. Кроме того, регулярно к исследовательской работе мотивируют специалисты Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ, организуя конкурс исследований «Я изучаю природу», выставку «Наука детям» и другие активности. События имеют разную предметную направленность и рассчитаны на широкие возрастные границы, что дает возможность любому ребенку открыть в себе научный потенциал и погрузиться в углубленное изучение интересующей его темы, мотивирует к проектированию и созданию новых проектов.

Другой площадкой, еще более ориентированной на детскую аудиторию, является Педагогический технопарк «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, где можно направить силы на изучение предметов естественно-научного цикла, работу в технологическом и медиаквантумах. Здесь ребенок под руководством опытного или будущего педагога может экспериментировать и пробовать себя в новых сферах научной деятельности, накапливая опыт для дальнейших свершений. 

По словам директора Кванториума ТГПУ Ольги Сергеевны Камневой, деятельность в образовательном пространстве построена на эвристическом подходе, благодаря которому ребенок, делая свое собственное открытие новых знаний, испытывает положительное эмоциональное воздействие, способствующее легкому восприятию и зарождению заинтересованности в дальнейшей работе.  

«Маленькие изобретатели открывают этот мир шаг за шагом, и их непосредственность и любопытство позволяют им видеть в привычных для взрослых вещах и явлениях нечто новое и нестандартное. Свежий взгляд и открытость детей ко всему новому превращают обыкновенные на первый взгляд предметы в удобные и приносящие удовольствие в применении, – говорит О.С. Камнева. – В педагогическом Кванториуме ТГПУ созданы все условия для развития системного и технологического мышления».

Новейшие цифровые технологии позволяют современному ребенку в упрощенном формате обработать большой объем информации и детально изучить интересующие аспекты научной деятельности. Такая точечная работа с данными положительно сказывается на понимании ребенком научных ценностей и дает волю свободному мышлению для создания собственных изобретений. А общая волна интересов, которая связывает увлеченных наукой будущих педагогов и юных изобретателей, становится силой, устремляющей каждого к новым открытиям.

Источник: Новости ТГПУ

© 2016 Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» . Все права защищены.

Разработка: Mars Digital

Яндекс.Метрика